Мировая политика — это когда гражданину не стыдно за правителя

правители России

Миф о том, что в политике разбираются только специалисты — ложен и неверен. В разговоре с моим соседом по даче  — водителем автобуса, я натолкнулся на очень глубокое, промыслительное соображение, напрямую связанное с завтрашним днём — встречей двух лидеров самых значительных ядерных держав на Земле, России и США.

Ядерный потенциал США и России сопоставим. Эти две страны могут уничтожить друг друга так быстро, как никто другой.

Мой сосед по даче — человек из глубин народа не по своему социальному статусу, а по природной чувственности и масштабу предвидения. Он сказал мне: «Простому русскому человеку только при царе Николае не было стыдно за своего правителя, а с тех пор одна стыдоба: один пьяница, второй недоумок, третий хам, четвёртый всё забывает, у пятого слюни текут во время выступления, ещё один хочет всем в зуб дать. Красота — да и только».

Пуританский, совестливый, скромный русский народ не мог выбирать по собственной воле такой паноптикум. Эти чудеса прорывались наверх какими-то неведомыми путями, а потом они нанимали то одного, то другого, то третьего специалиста, чтобы благодаря политтехнологиям доказывать свою легитимность. Об этом хорошо пишут Глеб Павловский и Сергей Марков.

В известном произведении Никколо Макиавелли «Государь» рассматриваются две главные позиции в международных отношениях: фортуна (судьба) и окказьоне (случай). Но главный постулат отца современной политической науки — воля к власти.

Первое, что сделал Муссолини придя к власти, он написал предисловие к произведению великого итальянца, которого назвал своим великим соотечественником, но плохим итальянским гражданином. Макиавелли, по его мнению, чересчур слабо ненавидел свой народ. Как это актуально звучит сегодня, в преддверии завтрашней встречи.

Структура и система международных отношений стремительно меняется, но не будем впадать в крайности — со времён Макиавелли (с 1513 года) минуло 500 лет, а в стилистике и в порядке взаимоотношений мало что изменилось.

Блез Паскаль сказал: «Будь нос Клеопатры чуть короче, и мир имел бы другой вид, другие очертания». Эта метафора говорит о том, что приход к власти того или иного лидера продиктован прежде всего фортуной и окказьоне.

Мы — заложники тех, которые завтра будут встречаться и решать вопросы, предварительно включенные в 16 пунктов повестки дня.

Знание об предшествующем российском лидере — Борисе Ельцине, это сокровищница мировой политики. Столько, сколько сделал этот человек для укрепления российского суверенитета, мало кто сделал. Вот уж поистине собиратель русских земель! Ну, а что касается ведения международных отношений, он — выставочный экземпляр.

Собирать все перлы, характеризующие его в этом плане, нет необходимости — о них знают все, от игры на барабанах до невыхода на трап лайнера, прибывшего с официальным визитом в одной из поездок. Отмечу лишь один маленький курьёз, не вошедший в сокровищницу ельцинской дипломатии должным образом — официальный визит её величества королевы Великобритании, которая может посетить одну зарубежную страну один раз за всю историю своего правления.

Воспоминания Сосковца — запреда совмина, который по протоколу должен был следовать за королевой во время её пребывания на российской земле, пестрят анекдотами.

Так, к королеве даже близко подходить нельзя — её фигура неприкосновенна, поэтому желание Ельцина по обыкновению поцеловать ручку даме вызвало шок у британской делегации. А попытка российского лидера элегантно, джентльменски накинуть на монаршие плечики пальто, как это вежливо делают в московских ресторанах кельнеры, стало предметом продолжительного обсуждения в британской и европейской прессе, единодушно недоумевающих, почему в России — стране с давними традициями дипломатического протокола, не нашлось ни одного подготовленного персонажа, который мог бы объяснить президенту необходимость вести себя честь по чести при важных международных делах.

Завтра никто не будет обсуждать, кто кому первым даст в зуб, необходимо успеть охватить всю повестку дня, которая важна как для одной, так и для другой стороны.

Миф о том, что Россия может обойтись без международных связей, несостоятелен: страна без них погибнет. Может быть, не в прямом смысле, а, может быть, и в прямом.

Как можно шутить в таких деликатных и нежных вопросах, как благополучие 147-миллионного народа, который волею судеб является заложником невесть откуда взявшихся людей?

Завтра — самый ответственный день за всё время существования новой России. От того, как пройдут переговоры, зависит судьба страны и благополучие нации. Ведь от отношения к правящей группировки зависит отношение и к стране в целом.

80% всех санкций — это персональные санкции против членов российской верхушки — элиты, представителей чиновничества и их единомышленников и сторонников из списка Форбс. Баба Клава и тётя Мотя не входят в санкционный список, там другие 140 фамилий. Но это и есть санкции, введённые против России.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку