«Радонеж» наших душ в год народной культуры

«Радонеж» для наших душ в год народной культуры

С 24 по 27 ноября 2022 года в Доме Кино Союза кинематографистов РФ проходил ежегодный ХXVII Международный фестиваль кино и телепрограмм «Радонеж», уникальность которого заявлена в самом слогане названия – «Радонеж».

Представленные на нём фильмы рассказывали о духовной жизни человека и общества, в котором он живёт, о жизни церкви и её представителей, – святых подвижников и простых людей, у которых есть такие высшие жизненные основы, которые они не хотят переступать. Истинное общение для этих людей – через веру в Бога.

Фестиваль объединил людей, которые болеют этой темой, ставят задачей – показать внутреннюю жизнь человека, и создают такие фильмы, – как игровые, так и документальные, – на высоком профессиональном уровне.

Какими глазами смотрели эти фильмы жюри кинофестиваля «Радонеж»?

По впечатлениям замечательного режиссёра документального кино, постоянного члена жюри Международного Московского кинофестиваля «Радонеж» – Бориса Григорьевича Криницына можно было узнать, что при определении лучших фильмов, члены жюри долго мучились… Каждый из них каким-то образом прикипел к какому-то фильму, который показался ему близким, совершенным, необходимым…

Все бились за очень хорошие фильмы, и у каждого был свой такой фильм!

По сему видно, что само участие в этом конкурсе – это уже приз.

Интересно выделить два его документальных фильма. Один – режиссёра Сергея Дебежева – «Святой Архипелаг», – он занял 1-й приз на XVI Международном кинофестивале «Русское Зарубежье» (в ноябре 2022 года) и 1-й приз на «Радонеже». Это повествование о Соловецком монастыре и его жизни, покорившее зрителей необыкновенной красотой операторских съёмок, где каждый кадр – произведение искусства! Он наполнен покоем, благостной тишиной, удивительными образами, и, в каждом шаге и действии его обитателей – светлой тихой радостью…

Другой жемчужиной стал фильм-дебют – «Квартет» – 22-летнего режиссёра Никиты Сташкевича, о котором он сам сказал, что главной задачей было «рассказать историю людей».

Это история о детском квартете. Юных музыкантов воспитывает и обучает играть на скрипке в военной обстановке учительница Лариса. Фильм снимали в Донецке, Ейске и в Москве. В этой картине абсолютно новый, уже, как бы, неизбежный взгляд на войну.

По мнению режиссёра Б. Крыницына, о войне нельзя говорить в терминах «тёмные» или «белые пятна» … «тайные истории» … «последняя правда» … «неизвестные факты» … Её можно подать только в форме эпоса. Эпос – не значит какая-то сказка. Он соединяет в себе и высокую драму, и патриотические чувства, и скорбь, и подвиг!.. Если вспомнить эпос, начиная с Гомера, с нашего «Слова о полку Игореве», можно увидеть, что роман «Война и Мир» – тоже эпос, как и фильм «Квартет».

Это не фреска, а камерный взгляд на душу ребёнка, которая прорастает в тяготах войны, как росток, такой свежий, зелёный, цветущий… Лента показывает всю драму, ужас, и безумие войны. И в этом уже есть зачатки эпоса. Но это не предания старины далёкой. Эти дети живут в Донецке сейчас. Они пережили множество разрушений и бомбёжек, которые не прекращаются… Они остались в родном городе и продолжают обучаться в музыкальной школе.

Весь фильм строится на репетициях скрипичного «Квартета» Вивальди. У них строгие, серьёзные преподаватели. Они много с них спрашивают, довольно жёстко их оценивают с точки зрения проникновения в замысел композитора, совершенства его гармонии.

По началу зрителю не совсем ясно, что взрослые хотят от детей. Для самих преподавателей – любые диссонансы, нарушение музыкальной гармонии Вивальди, вызывают внутреннее противоречие, возмущение, несогласие: ну как же так?.. «здесь нужно начать с активной ноты, а ты начинаешь недостаточно активно!» … И девочка плачет.

А преподаватели просто хотят воспроизвести эту божественную гармонию!.. – Совершенство, заложенное гением Вивальди, который вложил в неё не только свои мысли и чувства, но и озвучил высоту напряжения развития определенного этапа мировой цивилизации. Ведь именно цивилизация привела его на свою вершину – в кульминацию, выраженную в непревзойдённой гармонии…

Сама композиция скрипичного «Квартета» – уже кульминация человеческого счастья! И вот эти детишки – маленькие скрипачи, стараются слиться с этой гармонией, с этой красотой, с этим совершенством, влиться в этот мировой эволюционный процесс созидания духа!.. А тут война. Их жизненному устремлению, их желанию жить и познавать, стать частью гармонии этого мира, противоречит эта страшная действительность; они не могут понять: для чего нужна эта война? Что она даёт?.. Ведь она фактически не ради дел, а ради каких-то слов… «демократия», «евросоюз» …

Почему нельзя договориться?.. А что это для них?! Почему должны за это умирать, не успев раскрыться, их юные души? И в фильме обозначен этот сдвиг, это нарушение их отношения к жизни, – эта неизбежная, невероятная человеческая катастрофа!

Особую силу ленте придает контраст образов и смыслов. Кадры подготовки детского ансамбля к выступлению перебивает хроника боевых действий. На экране не показаны ужасы войны, но виден ночной бой, который ведётся трассирующими снарядами (обозначающими направление и цель). Выглядит очень завораживающе: на фоне тёмного ночного неба летит какой-то непонятный, светящийся розовый объект… Сам его полёт прекрасен! И когда такое летит с разных сторон, это выглядит даже более впечатляюще, чем салют… Но мы знаем, что это летит смерть!

Чрезвычайно психологически тонко автор сумел вывести детей-скрипачей на глубину такой доверительной откровенности. Ужасы войны не разрушили их души, их стремления и желания жить. Они рассказываю о своих мыслях и чувствах, своих детских надеждах, мечтах и страданиях, о мирных проблемах и очень естественны перед камерой.

Глядя на экран, невольно проникаешься мыслью, что красота – это самостоятельный смысл жизни. Стремление к ней естественно для человека, разрушив которое он может разрушить себя.

Поэтому подлинное назначение искусства – придавать смысл человеческому существованию. И музыка Вивальди, как и других музыкальных гениев, помогает, при встрече с нею, – погружая в себя, – подниматься и возвышаться душою, утешаться и черпать силу из её красоты и гармонии. И, хотя, кадры ночи, несущей смерть простреливают «пунктиром» эту красоту и гармонию мира музыки, в конце фильма героиня говорит: «Война временна, а музыка вечна».

Зрители это видели, слышали, сопереживали… Они уходили обогащенными впечатлениями и размышлениями. А значит – Фестиваль «Радонеж» справился со своей духовной задачей и назначением.

Нина Яхонтова

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку