Российский бизнес ищет рынки сбыта, но пока лихорадочно и бессистемно

55% предпринимателей-членов Торгово-промышленной палаты России (ТПП РФ) ставят перед собой задачу наладить экспорт в ЕАЭС, СНГ, Китай, Турцию, Южную Азию, АСЕАН, Африку и Латинскую Америку. Это желание, с одной стороны, отвечает потребностям российской экономики, которая усилила курс на импортозамещение и технологический суверенитет, с другой стороны, оно высветило проблемы, которые ранее были менее заметны и скрадывались неограниченным участием в глобальной системе поставок.

О новых вызовах и проблемах, стоящих перед российским бизнесом, говорили сегодня на заседании Правления крупнейшего бизнес-объединения страны. Готовятся предложения по законодательным новеллам, чтобы российская экономика пережила трудности и вышла на запланированные показатели.

В ходе трансформации российской экономики приходится менять работу системы ТПП в России и за рубежом. По словам вице-президента ТПП РФ Максима Фадеева, развитие инвестпроектов в рамках импортозамещения сегодня является одним из ключевых направлений деятельности объединения.

Бизнес-представительства России действуют как в «дружественных странах», так и в «недружественных». Если в первых необходимо обеспечивать продвижение, соединять партнёров, искать для них офисы, открывать счета и осуществлять проверку контрагентов, то в последних приходится не только поддерживать угасающий товарооборот, но и помогать российскому бизнесу мягко уходить с рынков .

Присутствовавший на заседании замминистра промышленности Алексей Груздев подчеркнул, что акцент правительства сегодня ставится на развитие импортозамещения, которому весьма способствует внедрение регионального инвестиционного стандарта, которое предполагает наращивание производства и активный поиск новых рынков сбыта. Он говорил о том, что России сегодня необходимо обеспечивать систему безопасных расчётов, расширять взаимоотношения с дружественными странами и систему корсчетов.

Во многом вышеперечисленные задачи лежат на бизнесе, не только на регуляторах. И далеко не ко всему российский бизнес готов, в частности, он не может самостоятельно решить вопросы обеспечения кадрами и выйти на незнакомые рынки.

«Наша глубочайшая проблема сегодня, по которой нужно предпринимать кардинальные меры — это кадры, — поделилась  вице-президент ТПП Елена Дыбова.- Проблема связана как с недостатком образования и низким престижем рабочих специальностей, так и с тем, что предприниматели переманивают у друга работников. Мы хотели бы предложить субсидии и гранты, чтобы предприниматели сами занимались обучением на своем оборудовании, что поможет обеспечить в кадрах импортозамещающие предприятия».

«Кадров нет даже на гособоронзаказ, на импортозамещение их тем более нет», — констатировал глава санкт-петербургского отдела палаты. И всё это в свете мобилизации, об отсрочке которой для импортозаместителей просят сегодня в ТПП (проект находится на утверждении правительства)

Груздев принципиально согласился с этим и прибавил: «Сейчас нельзя обучиться на всю жизнь, надо все время совершенствоваться».

Совершенствоваться предстоит и в выборе новых покупателей российских товаров. Представитель ТПП РФ в Турции Илья Корнилов рассказал, что сегодня экспортёры довольно лихорадочно и бессистемно занимаются продвижением своих товаров и услуг. «Люди едут повсюду»,- поделился он, и попросил организовывать более чёткий и вдумчивый график проведения российских бизнес-миссий.

Продвижение российских компаний за рубеж осуществляется сегодня не просто в трудных, но в постоянно ухудшающихся условиях. Государства, которые ещё недавно работали с российской системой платежей, вынуждены отказываться от неё в свете расширения санкций, а крупнейшие компании дружественных стран перестают делать поставки санкционных и не только товаров в Россию, поскольку боятся потерять крупных западных клиентов.

В таких условиях делать что-то бессистемно нельзя. Выходит, что для импортозамещения необходима чёткая организация и даже в некотором роде мобилизация… усилий по организации производств и продвижению товаров и услуг на новые рынки.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку