Потребительские настроения в России на фоне глобальной тенденции

Photo - http://rusinvestproject.ru

Согласно исследованию компании Nielsen, в третьем квартале 2016 г. индекс потребительского доверия в мире вырос на 1% в сравнении со вторым кварталом 2016 г. и составил 99%, что аналогично показателю прошлого года.

Индекс потребительской уверенности (англ. Consumer confidence index) – показатель, позволяющий выявить основные тенденции на рынке труда и определить характер потребительского поведения в той или иной стране. Данный индекс был впервые рассчитан организацией The Сonference Board в 1985 г., а основой для его возникновения стала экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса. Согласно этой теории, потребитель является самостоятельным экономическим субъектом, а объективным фактором распоряжения личными сбережениями выступает «склонность к потреблению». Кроме склонности к потреблению, на потребительское поведение индивида существенно влияют также ожидания и общественное мнение, — субъективные факторы, способные менять потребительское поведение больших групп людей. Индекс потребительской уверенности – один из важнейших драйверов всех экономик мира, и его изучение позволяет спрогнозировать, какие факторы влияют на него и какие изменения в этом поведениимогут произойти в будущем.

Исследование глобального рынка показало, что 39% потребителей оценивают перспективы на рынке труда хорошо, тогда как только 9% респондентов оценивают ситуацию как отличную. В России ситуация выглядит не так благоприятно: только 18% респондентов оценивают перспективы на рынке труда как хорошие, лишь 2% потребителей считают положение отличным, а число респондентов, считающих, что ситуация не очень хорошая, достигло 50%. 48% мировых потребителей оценили собственное финансовое положение на «хорошо» (в РФ – 30%), а 10% респондентов считают свое положение отличным (в РФ – 1%).

37% мировых потребителей хорошо оценивают возможность денежных затрат (в РФ показатель составил 15%), а 7% респондентов оценили перспективы денежных затрат как отличные (в РФ – 1%). В целом, средняя разница в средних положительных оценках между глобальными и российскими потребителями составляет около 18-20% в пользу первых. Общий показатель потребительских настроений в России составил 67% (+1% ко второму кварталу 2016 г.).

Среди европейских стран, больше всех потребительские настроения улучшились в Великобритании (106%;+8% ко второму кварталу 2016 г.), что может быть связано с решением о выходе страны из Европейского Союза, принятом по результатам референдума 23 июня 2016 г. Самый низкий индекс потребительских настроений в Европе отмечен в Украине (50%).

При расчете индекса учитываются три показателя:

  • показатель, отражающий восприятие потребителями перспектив на трудовом рынке
  • оценка потребителями собственной финансовой ситуации
  • готовность совершать покупки (тратить деньги)

При этом если индекс набирает более 100 пунктов, то такая страна будет отнесена к оптимистически настроенным, а если индекс ниже 100 пунктов, то такая страна будет относиться к пессимистически настроенным.

Источники: Nielsen, Nielsen, Propensity to Consume or Consumption Function

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку