Смотреть фильмы российских киностудий мы будем по прежним каналам

Смотреть фильмы онлайн

Крупнейшие киностудии мира озаботились созданием онлайн-платформ для организации интернет-вещания (это род интернет-телевидения, по-английски streaming service). Они действовали по-разному: кто-то покупал действующие разработки, кто-то вкладывался в собственные онлайн-каналы. В результате стриминговые сервисы появились у Disney (Plus), NBCUniversal (Peacock) и многих других. Они вступают в конкуренцию со стриминговыми гигантами, в том числе с лидером — Netflix, обогнавшим крупнейшие киностудии по капитализации (Warner Bros. и 21st Century Fox).

Имея миллионы зрителей по всему миру, немудрено влиять на конкурентную среду и даже больше — перейти от дистрибуции к созданию собственного контента. Стриминговые платформы сотрудничают со многими режиссёрами и кинопродюсерами, поэтому привлечь кадры для них не составляет труда. Собственно, эта мысль возникает и уже реализуется в конкретные проекты.

В период пандемии нового коронавируса вложения в создание онлайн-платформ более чем оправдываются. Домашний режим побуждает людей смотреть фильмы и сериалы дома. Телевизионный эфир их не всегда удовлетворяет, и более-менее обеспеченные зрители оплачивают доступ к той кинопродукции, которую они хотели бы посмотреть. Заметим, что на стриминговых платформах можно не только смотреть фильмы киностудий, которые уже вышли, но всё большее распространение получают премьерные онлайн-показы (до их демонстрации по телевидению, тотчас после выхода в прокат).

Сеть Интернет глобальна, поэтому к этим платформам (по сути онлайн-кинотеатрам) имеют доступ и российские зрители. Ограничение только одно: наличие или отсутствие перевода на русский язык. По мере увеличения доступности фильмов с переводами глобальные платформы составляют всё большую конкуренцию российским (среди них есть довольно известные, например, Амедиатека, Кинопоиск, ТНТ Premier). А мировое производство — российским киностудиям. В этой глобальной конкурентной схватке протекционистские меры Министерства культуры уже не помогут.

Вместе с тем, российские киностудии в период всеобщего карантина ограничились онлайн-трансляциями. Например, крупнейшая киностудия «Ленфильм» показывает свои архивные ленты на канале Youtube. Об аналогичных планах объявили в Киностудии им. Горького (они только запускают свой канал Youtube). Все уповают на господдержку своего замороженного кинопроизводства и не думают о вхождении в эру онлайн-вещания, довольствуясь сегодня договорами с существующими платформами.

«Что касается уже существующих площадок, то они, конечно, стараются привлекать для производителей потребителей бесплатного и платного контента», — говорит соучредитель продюсерской компании Cosmos studio Александр Акопов, выражая тем самым удовлетворение существующим положением дел. Он уверен, что после периода домашнего заточения  «люди хотят выбежать куда угодно: в лес, в кафе, на улицы»… и всё вернётся на круги своя.

Но так ли это? Стриминг каналы растут уже десятилетие, и всего лишь получили новый импульс в эпоху коронавируса. Вряд ли это делали бы кинопроизводители в других странах, если бы не видели в этом толк, тщательно просчитав свои инвестиции на многие годы.

Российская киноиндустрия, которая последние годы гордилась своими достижениями, сегодня подсчитывает потери. Руководитель кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов уверен, что последствия нынешнего «особенного, необыкновенного кризиса» продлятся годы, и только в течение года породят 73-миллиардные убытки. Если открытие кинотеатров и произойдёт в обозримом будущем, то снижение посещаемости, покупательского спроса в целом и доходов от лицензионных продаж и рекламы продлятся неизвестно сколько.

Более того, мир после пандемии изменится, и это не может не отразиться на культурных потребностях людей. «Поменяются зрительские приоритеты, потребуется пересмотреть портфель проектов», — говорит аналитик в области культуры и кинематографии Олег Иванов. Эти мысли российские киностудии от себя отгоняют, но такой вопрос имеет право на жизнь.

Да, российские кинокомпании выживут с помощью господдержки. Нет ни малейших сомнений в том, что им как пострадавшей от коронавируса отрасли эту поддержку окажут, потому что за ними стоят рабочие руки: актёров, операторов, работников кинотеатров и многих других. Но что будет после, в эпоху после пандемии коронавируса, когда весь мир всё больше переместится в онлайн?

Мы убеждены в том, что сейчас настало время озаботиться присутствием российских кинокомпаний в числе онлайн-платформ, чтобы спустя несколько лет не оказаться на обочине мировой культуры. Не стоит отмахиваться от мировых трендов, потому что мир Интернета слишком глобален.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку