Траты россиян на прошлой неделе резко упали, показав худшие результаты за последние пять месяцев. Люди перешли в режим экономии и снижения рисков, связанных с коронавирусной инфекцией, говорят эксперты.
Оперативная оценка динамики потребительских расходов, опубликованная СберИндексом, показывает, что на протяжении последних шести недель граждане тратят всё меньше и меньше денег.
Месячные итоги пока не такие трагические – в сентябре снижение составило -0.8% год к году, в октябре – -2.7% г/г. Однако с 26 октября по 1 ноября случился сильный обвал – -10.8% г/г.
Самое значительное снижение произошло в тратах на услуги -11.1 пунктов к предыдущей неделе, достигнув отметки в -32% г/г, и в непродовольственных товарах – -10 пунктов, упав до -5% г/г.
Расходы россиян на продукты питания на прошлой неделе оставались всё ещё на +3.1% выше прошлогодних (-3.5 п.п.).
Существенный рост трат на протяжении многих месяцев наблюдается в сфере программного обеспечения и компьютеров. На прошедшей неделе спрос превышал прошлогодний на +43.7%.
Хорошо себя чувствуют и универсальные магазины, включая онлайн, траты в них на +12% больше год к году.
Вслед за ростом заболевших коронавирусом на прошлой неделе увеличились расходы на лекарства и медицинские товары (+34.3%).
Меньше всего люди тратили в Duty free (-81.5%), на отели (-73.9%), развлечения (-69.5%), авиабилеты (-55%), кафе и рестораны (-53.2%) и общественный транспорт (-41.3%).
Любопытна статистика по автодилерам – отчёт говорит, что октябрьские траты здесь просели на -7.8%. При этом АвтоВАЗ рапортует, что его продажи выросли на +22.5% г/г.
Какова общая картина по продажам новых легковых автомобилей мы узнаем очень скоро, когда данные опубликует автомобильный комитет Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В сентябре заявленному Сбербанком снижению на -1.8% в деньгах соответствовал зафиксированный автопроизводителями 5.5% рост в штуках.
Чем вызвана такая нестыковка при столь большом покрытии розничного рынка Сбербанком и росте цен на автомобили – большой вопрос.