Что мешает российским брендам развиваться на рынке РФ?

Платёжеспособного спроса стало меньше, индекс потребительского счастья в России падает, западные бренды как будто уходят с рынка, фактически оставаясь на нём — и в этих условиях российским брендам жизненно необходимо развиваться и планировать рост. Примерно такой итог можно подвести под выступлениями спикеров-представителей различных отраслей на конференции «Ведомостей» «Ритейл в кредит», прошедшей 14 сентября 2022 года.

Но что в наибольшей степени мешает российским брендам развиваться в родной стране, и как с этим быть?

Пожалуй, главное препятствие для роста — это отсутствие средств у населения и неопределённость, когда они появятся. Даже вице-премьер А. Белоусов, обещающий пик падения потребления в третьем квартале 2022 года, туманно говорит, что «теоретически показатель потребления товаров может оставаться на том же уровне или упасть до 9%, но, вероятнее всего, он будет расти». Когда и насколько — вот в чём вопрос, ведь развитие бренда — это долгий цикл.

Директор по стратегии и трансформации крупнейшего российского ритейлера «Лента» Анастасия Волохова поделилась данными летнего исследования, что 50% домохозяйств в РФ не имеют накоплений, а у большинства остальных они закончатся через полгода. Это означает, что теми же темпами у населения вскоре останется денег лишь на еду, и расходы на неё придётся сокращать. «Задача фудритейлов и производителей сегодня — уместиться по основным продуктам в тот же чек, пусть вместо говядины там будет свинина, лишь бы сохранился калораж», — говорит она.

Когда нет денег, но падает ключевая ставка, население может некоторое время жить в кредит, но оно не будет покупать в долг продукты питания и, за редким исключением дорогих позиций, одежду.. «Доля кредитов в нашем бизнесе составляет менее 1% летом, и чуть больше зимой», — делится управляющий партнёр бренда Baon Анна Сироткина. — Причём когда у человека меньше денег, он в первую очередь экономит на одежде».

Кредит как таковой помогает поддерживать только крупные покупки, но трансформируется в такие формы, как кредитные карты и рассрочка платежей. О том, что доля заёмных средств в крупных покупках уже сейчас составляет 80% на фоне рекордной выдачи кредитных и повсеместного внедрения рассрочек, говорил представитель бренда «Халва».

Но у продукции этого сегмента потребительского рынка сегодня целый ряд других проблем: начиная от сложностей в поставках импортного оборудования и заканчивая неопределённостью уходя западных брендов, которые их предстоит заменить, открыв новые ниши.

«Мы работаем на оборудовании недружественных стран и экспортируем свои часы, — рассказывает Константин Чайкин, основатель одноименной мануфактуры. — Сегодня у нас возникают трудности как с обслуживанием оборудования, так и с получением денег. Если последнее решаемо — мы начинаем переходить на юани и дирхамы, то переходить на китайское оборудование невозможно — оно не высокоточное».

Западные бренды покинули Россию в связи с началом спецоперации на Украине, но поставки в глобальном мире не так-то просто прекратить. В действительности, этого не происходит. Но если в вопросах добычи оборудования и его запчастей это помогает в кризисные времена, хотя и увеличивает себестоимость производств, то в замещении импорта «обходные пути» и неопределённость не дают компаниям выполнять стратегическую цель — замещать импорт.

«Сегодня 90% западных компаний фактически остаются в России, — делится Олег Машинистов, генеральный директор бренда Garlyn. — Более того, главы компаний-производителей бытовой техники поощряют поставки в Россию в обход санкций».

«Западные бренды одежды в действительности не выходят с российского рынка, — вторит ему Анна Сироткина, — в их торговых площадях просто выключен свет.. Нам известно, что до конца года контракты на аренду помещений не расторгаются, и бренды ещё не решили, будут ли эти контракты расторгать. Для нас необходимо это знать, чтобы планировать наш длинный производственный цикл».

Судя по выступлениям спикеров, надежды на поддержание бизнеса и даже его рост сегодня теснее связаны не с упованием на призрачный потребительский спрос и кредитное предложение, но именно с высвобождением рынков западными брендами.

Для нас, потребителей, вопрос о присутствии западных брендов — это вопрос права на свободный выбор товаров, и мы предпочли бы не лишаться его. Определённость здесь, однако, сопряжена с проблемой лукавых переплат, возникающих из-за обходных путей.

Если вы остаётесь, дорогие западные компании, то прекратите наживаться на обходных путях и опустошать наши и без того пустые кошельки, обогащая перекупщиков!

Свято место пусто не бывает. Если его действительно освободят, то в России появится продукция российских, турецких и индийских брендов (более приемлемых по цене для тощего русского кошелька), а люксовый сегмент будет предлагать обеспеченным россиянам индивидуальный российский продукт и реплики европейских моделей. О запуске таких решений уже сообщает Бронницкий ювелир:

Но завтра или через три месяца западные бренды передумают уходить, и все инвестиции российского производства сгорят почём зря. Что же станет с доверием к правительству, сегодня повсеместно мобилизующим российский бизнес для решения стратегических задач?!

Мы уверены, что без политического решения тут не обойтись. Если Министерство экономики и Минпромторг поставят перед западными компаниями вопрос ребром, когда и на какой срок они в действительности покинут рынок, то российский производитель сможет планировать цикл. А те, кто остаются, должны сделать всё, чтобы их продукция поступала на российский рынок по справедливой конкурентной среде, а не в обход.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку