Испанская литература: 100 лет без Эмилии Пардо Базан

Эмилия Пардо Базан

XIX век для испанской литературы — это эпоха пышного, масштабного, яркого и значительного расцвета. Она подготовила подъём и величие всей последующей эпохи — эпохи властвования испаноязычной литературы в мире: в наше время работают выдающиеся мастера: от Хорхе Луиса Борхеса до Марио Варгаса Льосы, включая Камило Хосе Села, Мигеля Делибеса и многие, многие выдающиеся кудесники пера и мысли.

Отдельно, самобытно, с высоко поднятой головой (как в своём творчестве, так и в жизни) в этом ряду стоит фигура испанской женщины, которую некоторые называют «испанской Жорж Санд»: Эмилии Пардо Базан. Она родилась в аристократической среде, была женой известного испанского аристократа Кироги, из семьи которого вышла целая плеяда выдающихся деятелей испанской политической сцены, в том числе республиканцев.

В рамках короткого эссе не представляется возможным дать сколько-нибудь объёмный и критический анализ её творчества. Настолько оно огромно, многофактурно и значительно, что видимо предстоит уделить ему отдельную серию глубоких искусствоведческих и литературоведческих публикаций.

Я, будучи 12-летним мальчиком, рос и мужал в испаноязычной среде (мою бабушку звали Эмилия Микаэла Ангуло де Ландабасо). Первыми произведениями на испанском языке, помимо сказок и повестей типа «Эль лобито феррос» («Сердитый волчонок») и романа Леопольдо Алас-и-Уреньи (Кларина) «Ла рехента» (испанская «Анна Каренина»), были романы Эмилии Пардо Базан: «Родовое имение Ульоа» и «Потрошитель из былых времён».

Мой отец был преданным поклонником творчества этой выдающейся писательницы. Он считал, что её язык напоминает язык средневековых поэтов: Гонгоры, Хорхе Манрике и других, но только писательница работала в прозе и в форме витиеватых женских словесных кружев.

Эмилия Пардо Базан умерла 12 мая 1821 года и прожила большую, яркую творческую жизнь (с момента написания первого романа в 13 лет). Она создала огромное количество произведений, стяжавших славу испанской, а затем и европейской литературы в мире.

Будет нелишним сказать, что эта выдающаяся испанская женщина-писатель открыла удивительный жанр в «мужской» испанской литературе. Всё повествование, сюжеты (как по форме, так и по содержанию) — это размышление умного, прозорливого, очень тонко чувствующего психологизм места и роли женщины в XIX веке глубокого европейского философа, коим являлась эта удивительная женщина.

Она почила в Бозе в довольно преклонном возрасте, в 69 лет. Помимо целой плеяды блестящих романов и повестей, Эмилия Пардо Базан создала направление психологического женского романа, послужившего импульсом к целой волне в мировой литературе, давшей такие имена как Гюстав Флобер, Иван Тургенев, Габриэле Д’Аннунцио, Чарльз Диккенс.

Эмилия Пардо Базан 100 лет назад приобщилась к подавляющему большинству, оставив этот бренный мир на попечение последующих поколений испанских писателей. Но её место в испанской литературе, так никем и не было занято: оно всё ещё пустует.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку