Китай готовится продвигать свою культуру через кино

китайское кино

Китайский кинематограф — вещь специфическая, понятная только полутора миллиардам китайцам и некоторым поклонникам древней, но малопонятной европейцам китайской культуры. Не беда, что китайский рынок кинопроката потерял 68% в 2020 году за счёт пандемии, ограничившей наполняемость кинозалов в Поднебесной (как и во всём мире). Не беда, что у Китая нет Голливуда (страна его успешно скопирует на экпорт). 50 китайских фильмов-шедевров с бюджетом более $15 миллионов запланированы к производству и прокату на ближайшую пятилетку.

Хотя планы могут показаться слишком амбициозными, но у них есть хорошие исходные параметры. Так, в тройке лидеров мирового кинопроката уже появилось два китайских фильма по итогам 2021 года. Это военная драма «Битва при Чосинском водохранилище» и комедия «Привет, мам». Голливудский боевик «Форсаж 9» занял почётное третье место.

Основной аудиторией китайских фильмов будут китайцы. Парк кинотеатров страны вырастет до 100’000 до 2025 года и обеспечит всем желающим городов и сёл доступ к достижениям отечественной киноиндустрии. К 2035 году Китай под руководством партии превратится в «сильную культурную державу» с акцентом на кино, которая сможет экспортировать свой культурный код по всему миру.

“Шедевры, демонстрирующие китайский дух, китайские ценности, китайскую мощь и китайскую эстетику” — таковы запланированные к кинопроизводству и кинопоказам картины. На каждую из них будет выделяться более 100 миллионов юаней ($15.7 миллионов или 1.14 миллиардов рублей). Это как бюджет, скажем, выделяемый для монументальных фильмов Никиты Михалкова или Фёдора Бондарчука.

При этом китайское правительство не планирует «кормить» народ исключительно отечественной кинопродукцией. Доля китайских фильмов в прокате внутри страны снизится практически до соотношения российских и зарубежных фильмов у нас — половины проката КНР.

Китай готовится продвигать свою культуру через киноЕсли наш Минкульт стремится нарастить прокат отечественной кинопродукции, то китайский запланировал его сокращение до 55% против 84% в 2020 году и 64% в 2019 году. Поднебесная чувствует себя настолько уверено в востребованности патриотического контента, что даже готова начать конкурентную борьбу с зарубежными кинопроизводителями.

Также правительство страны не стесняется обозначать, что китайская кинопродукция будет пропагандистской по существу. Основная поддержка будет направлена на экранизацию политических событий, научную фантастику и анимацию, которые позволят приближенным к власти режиссёрам «продемонстрировать китайский национальный дух и восточную эстетику», «обучить и направить молодёжь», «внушить ей уверенность в своих культурных преимуществах». Прямо говорится о том, что китайским профессионалам киноиндустрии предстоит восхвалять партию, родину, народ и его героев.

Всё это будет осуществляться с привлечением высоких технологий, которые откроют новые возможности не только для создания контента, но и контроля за его созданием.

Китайские фильмы будут потребляться другими странами через грамотно выстроенную дистрибьюторскую сеть, которая будет развиваться «посредством инвестиций, слияний и поглощений и сотрудничества». Глобальная дистрибьюторская сеть вырастет вдвое, несмотря на нежелание Европы и США усиливать китайскую культурную, научную и политическую экспансию. Вероятно, в том числе за счёт России, наращивающей сотрудничество с Поднебесной и одновременно отдаляющейся от Запада.

Обсуждение совместных кинопроектов с Россией и взаимный прокат начались ещё при В.Р. Мединском (когда китайцы получили возможность видеть «Сталинград» Фёдора Бондарчука). Оно продолжается и по сей день.  В 2021 году в Москве и Петербурге прошёл кинофестиваль «Китай, ХХ век. История глазами китайского кино».

Российского зрителя всё чаще и чаще приучают к культуре соседа, в то время как отечественная кинопродукция сократилась в нынешнем году более чем на 30%.

Участие в международных кинофестивалях Китай тоже будет усиливать. На Каннском, Венецианском, Гонконгском и других крупных кинособытиях появится китайский стенд «для демонстрации последних достижений и разработок в китайском кинематографе». Не мытьём — так катанием китайцы добьются того, что вместо американской кинопродукции обыденным явлением станет потребление китайской.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку