Леонид Куравлёв: вновь о тайнах загадочной русской души

Леонид Куравлёв

8 октября 2021 года исполнилось 85 лет человеку-легенде, кумиру миллионов, артисту, который воплотил в себе понятие народного артиста, потому что он есть воплощение лучших черт русского народа. Тёплого, светлого, радостного, с тихой затаённой, а иногда открытой грустью, но всегда добрый, милосердный, трудолюбивый и бесконечно любящий людей как живых существ.

Леонид Куравлёв сыграл бесчисленное множество ролей. Но ни одна фильмография не сможет вместить в себя описание его личных успехов.  Ролей слишком много, начиная от боевой хроники и кончая сильными драматическими ролями, включая приключенческий жанр — съёмки в фильме «Робинзон Крузо» по роману Даниэля Дефо.

Достаточно этому выдающемуся человеку было сыграть две роли, чтобы войти в историю: в фильмах «Живёт такой парень» и «Афоня» блистательного русского комедиографа Георгия Данелия.

Я сегодня не хочу говорить о Леониде Куравлёве как об актёре. Я сегодня хочу говорить о нём как о кумире миллионов. Свою точку зрения, почему я считаю его таковым, я объясню.

Как Луи де Фюнес не мог стать кумиром миллионов в России, несмотря на весь его талант и безусловный дар, которым его наградил шестикрылый серафим — дар «комика положения», Куравлёв не мог бы стать кумиром миллионов ни в США, ни во Франции, ни, тем более, в Испании.

Наименование «русский Бурвиль», которое зачастую встречается в некоторых критических, претендующих на профессионализм статьях о Куравлёве я считаю неуместным. Критики хотят вложить в это наименование то, что якобы Куравлёв всюду играет простаков по типу Бурвиля во французском комедийном жанре, или Бастон Китон» в американском, но такое сравнение вызывает глубокое отторжение, брезгливость и недоверие к такому «профессионализму».

Ничтоже сумняшеся по всем каналам телевидения, где говорили о Куравлёве, рефреном шло, что актёр любит читать, на его полках стоят книги по философии. Как сказал бы мой младший сын в такой ситуации, «ребята хотят отмазать своего».

В том-то и дело, что Леониду Куравлёву, который является мыслящим, тонким и образованным человеком, птицей высокого полёта, не нужно никаких апеллятивов. Он — это и есть русский народ. Чтобы доказать свою роль героя своего времени, актёру не то что не надо читать, ему по большому счёту и играть-то не надо. На экране он такой, какой он есть.

Леонид Куравлёв — порождение эпохи, когда не только никто не слышал и не знал о существовании полей для гольфа, но не было известно, что такое гольф. Десятками лет в России шли «колбасные поезда» в Москву и большие города, половина сельского населения жила в землянках и бараках — хорошо было тем, кто мог жить в собственных избах.

Страна лежала на дне глубокого Средневековья как в духовном, так и в нравственном отношении, понимая принципиальную разницу между одним и другим. Надежд на «завтра» (как и сейчас) никаких не было, и весь народ потешался над фигурами политиков на экране с их репликами о построении коммунизма к 1980-му году (уже не социализма, хотя разницы никто не видел).

Характерен анекдот про представителя одной из северных народностей, побывавшем на очередном съезде партии и сказавшем по возвращении соплеменникам из стойбища оленеводов: «Я видел этого человека!». Дело в том, что в то время главенствовал лозунг «Всё — для человека, всё — во имя человека».

До сих пор ничего не изменилось, разве что лозунг Сталина от 1935 года «Жить стало лучше, жить стало веселей!» раздаётся чаще. Как сказала одна моя близкая родственница, большая часть населения сегодня «живёт со Сталиным, а меньшая (около 2%) — с Франклином Делано Рузвельтом в эпоху расцвета США после отмены там сухого закона».

Леонид Куравлёв для миллионов людей — это тихая заводь для тихой скорби, любви. Люди понимают, что любят сами себя только они сами. Русские такие в своём подавляющем большинстве, как Куравлёв — высокий профессионал и прекрасный семьянин, или могли бы быть такими, если бы были лучше.

Актёр, родившийся на окраине Москвы в семье слесаря — простой русский парень, ставший кумиром миллионов, но не превратившийся в «русскую мечту», как Кларк Гейбл в Америке. Он стал для русских больше, чем Кларк Гейбл, Ив Монтан и даже Тото для Италии или Фернандель. Леонид Куравлёв стал близким родственником россиянам, чем-то наподобие Карлсона, который живёт на крыше. Чем-то сокровенным, родным, близким и бесконечно русским.

С неизбывной тоской в глазах, грустью, теплотой, бесконечной всепонимающей широтой русской души и милосердием, происходящим от искренней национальной солидарности перед лицом бед, обрушивающихся на совестливый, праведный и чистый русский народ, великий русский актёр празднует свой 85-летний юбилей.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку