Эксперты: мегарасходы Москвы на охрану объектов культуры оправданы

охрана объектов культуры в Москве

Оценка властей в части охраны столичных памятников от экспертов PricewaterhouseCoopers (PwC), презентованная на Московском урбанистическом форуме, вдохновила правительство Москвы. Заместитель Сергея Собянина Наталья Сергунина отметила, что PwC в ходе обзора пятилетних усилий мэрий поставил российской столице положительную оценку «по всем основным пунктам«, сравнив её с Лондоном, Парижем, Берлином и Римом.

За последние пять лет до пандемии (2015-2019 годы) московское правительство потратило на охрану объектов культуры больше, чем какая-либо другая из европейских столиц — свыше 1.4 миллиарда евро. Рим же, являющийся лидером по числу объектов, умудрился обойтись суммой в 211 миллионов евро.

Но это не удивляет — если в Лондоне, Париже и Берлине только 10% объектов культурного наследия принадлежит государству, а в Риме государство делит половину фонда с церковью и некоммерческими организациями, то в Москве 65% всех объектов является национальным достоянием. Эта особенность — наследие революции, как и бдительность, с которой охраняются памятники.

В Риме, например, надзор за состоянием культурного наследия поручен видеокамерам. В Москве его инспектируют специалисты, несмотря на то, что уровень цифровизации российской столицы получил высокую оценку экспертов PwC. Последние, однако, основной взгляд сосредоточили на развитии приложений и вовлечении в процесс охраны памятников москвичей.

То, устраивает ли забота об этих объектах москвичей (не активистов приложений, а горожан), осталось за скобками этого и многих других исследований.

За время своей трудовой деятельности на посту мэра Москвы Сергей Собянин настолько активизировал свои усилия, что Пресненский район столицы, например, превратился в одну большую стройку, где отбойные молотки не смолкают днём, а частенько и ночью. Это, кстати, далеко не всем москвичам нравится.

Действительно, в Москве строятся новые  и реставрируются старые здания, улучшается транспортная сеть, но это нередко происходит за счёт ликвидации мощных зелёных насаждений (деревьев), на смену которым приходят карликовые кустарники и газоны. Ещё недавно у Большого театра цвела сирень… Такая, которую можно было смело причислить к природоохранным зонам. Её больше нет.

Обновлены и обновляются стены и башни Московского Кремля, приобретшего лубочный вид. Изменили облик Воробьевы горы (на очереди — спорный проект реставрации Дворца Пионеров). «Возвращён исторический облик» Софийской набережной, где появились новые жилые кварталы….Продолжается обновление Большой Ордынки, которое вызывает большие вопросы горожан.

Столица приобретает новый вид, который превращает её в современную европейскую столицу, теряющую своё значение исторического сердца России — собирательницы русских земель. Возможно, что она чем-то начинает напоминать Лондон или Нью-Йорк, но чем-то — передовое село Няксимволь, где работал председателем сельсовета отец нынешнего мэра столицы.

Аналитики PwC отметили также непрерывный рост числа памятников, причисленных государством в последние 5 лет к охраняемому наследию. Из общего объёма объектов (8.2 тысяч) 500 отошли к охраняемым именно в последнюю пятилетку.

Государство и московские власти стараются взять на себя всё больше культурного наследия и заботиться о нём в лучших традициях советского опыта, что получает высокие оценки.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку