Муртаза Рахимов. Человек, потерявший власть, но не политический вес

13 января 2022 года Башкортостан простился с человеком, который олицетворял здесь 1990е — первым президентом республики Муртазой Рахимовым. Похороны этого некогда всесильного на региональном уровне человека, в 2010 году формально убранного с политического Олимпа, были ознаменованы визитом первого лица В. Путина, что может показаться странным, но только на первый взгляд. В конце концов, речь идёт об одной из 200 богатейших семей России, входящей в рейтинги Forbes.

Муртаза Губайдуллович Рахимов менее месяца не дожил до своих 89 лет. Он родился 7 февраля 1934 года в большой семье председателя колхоза в деревне Таваканово (в Башкирии), а скончался от последствий коронавирусной инфекции в столице региона Уфе, находясь в последние месяцы на аппарате искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).

Вся жизнь этого человека была связана с родной землёй. Здесь он закончил Уральский нефтяной институт, здесь он возглавил Уфимский нефтеперерабатывающий завод, здесь он стал Председателем Верховного Совета Башкирской АССР, а затем первым Президентом Республики Башкортостан. Он олицетворял собой российский регионализм — стремление российских регионов к автономному развитию. Рахимов был одним из тех, кому было адресовано знаменитое ельцинское: «Берите столько суверенитета , сколько сможете проглотить».

«Проглотил», но не смог переварить. Говорят, это произошло потому, что Муртаза Рахимов слишком плотно сидел на месте и не имел нужной опоры в центральном руководстве РФ (не озаботился этим).

Единственное, что разделило его с Москвой — принципиальное и последовательное стремление к автономии, в остальном «линию партии» глава Башкортостана поддерживал всегда и во всём, какой бы она ни была: ГКЧП, команда Ельцина, «Единая Россия». Но одновременно Рахимов укреплялся в регионе и придавал своей республики её уникальное лицо с акцентом на традиции коренного народа — башкир.

Он также пытался достичь преемственности собственной политической и экономической власти, передав её сыну — Уралу Рахимову и другим близким родственникам.  Лишь когда это не удалось — Рахимов публично выступил с обвинением власти в стремлении к «излишней централизации».

Основа регионального бюджета — топливно-энергетический комплекс (ТЭК). До 2009 года башкирская нефть была в семейных руках, и в рамках автономии деньги практически не перечислялись в федеральный бюджет. Однако затем «Башнефть» была  куплена АФК «Система», а впоследствии передана «Роснефти», таким образом, влилась в общий российский нефтяной поток, а Муртаза Рахимов превратился лишь в члена Совета директоров компании. Контрольный пакет ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» ещё в 2008 году перешёл к «Газпрому».

Деньги Рахимовых стали таять и они спускались всё ниже в рейтингах Forbes. К 2010 году семья была отстранена от политической власти.

Сначала в объективы российской прессы, а затем и в поле зрения правоохранителей попал сын Муртазы Рахимова Урал. Ему предъявлено заочное обвинение по ст. 174.1 и ст. 160 УК, он был объявлен в розыск и сегодня живёт в Австрии. где получил политическое убежище. Вскоре и сам Муртаза Рахимов подал в отставку с поста главы Башкортостана, однако сохранил местный политический вес.

В последнее десятилетие жизни первый президент Башкортостана был председателем совета благотворительного фонда «УРАЛ» (капитал 63 млрд рублей). Фонд «вкладывался» в инфраструктурные проекты и помогал населению родного региона, практически не отправляя инвестиции вовне (менее 1%). И в этом он остался верен своему региону.

После смерти Рахимова из региональных фигур такого уровня в России остался только Минтимер Шаймиев. «Мы с Муртазой Губайдулловичем и соревновались, и ревновали, и спорили, но всегда находили общий язык. А найти общий язык с ним и со мной всегда непросто», — сказал он на похоронах.

Муртаза Рахимов. Человек, потерявший власть, но не политический вес

Люди, бывшие там, заметили, что на панихиде в государственном концертном зале «Башкортостан» не было предоставлено слово членам семьи, а сын и вовсе не смог приехать на похороны отца. Выступали высокие политические фигуры, начиная от В. Путина и заканчивая членами регионального правительства. Своё прощальное слово сказал и Верховный муфтий России Талгат Таджуддин — первый президент Башкортостана был верующим человеком и упокоился на мусульманском кладбище.

Всего на похороны Муртазы Рахимова пришло более 1000 человек — несмотря на уход от действующей политики глава региона оставался слишком популярной и значимой фигурой. В этом, пожалуй, и кроется основная причина того, что президент В. Путин приехал и выступил на похоронах.

За последний год умерли люди, занимавшие более высокие посты, причём в федеральной власти России, однако они не удостоились ни государственных похорон, ни визита главы государства.  Это экс-президент СССР М. Горбачев, бывший госсекретарь России Геннадий Бурбулис, бывший глава Верховного Совета Руслан Хасбулатов. Последний и вовсе был похоронен в Чечне как региональный политик, что отражает его локальный и относительно небольшой (на момент смерти) политический вес

Мы полагаем, что 13 января в России является днём памяти Муртазы Рахимова — выдающегося в своём роде человека, поэтому мы по праву включаем его в нашу рубрику «Человек дня». Если Вы с нами согласны (или не согласны) — оставляйте комментарий ниже. По итогам такого голосования мы сформируем лист «Человек месяца» и «Человек года», основанный на мнении наших дорогих читателей.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку