Одна из причин удара по «Мотор Сич» — преподать урок зятю Эрдогана

Эра глобализма обнажается во всей полноте перед нашими глазами во время спецоперации по Украине (СВО), то тут, то там происходят сливы информации об экономических предпосылках и предыстории конфликта как международной борьбы за собственность. В частности, открывается история украинского завода «Мотор Сич», ещё недавно бывшего национальной гордостью Украины и до 2009 года поставщиком половины двигателей для российских самолетов, вертолетов и крылатых ракет. В 2014 году он перестал официально торговать с Россией, в 2020 году \перешёл в федеральную собственность — был национализирован, отобран у украинского олигарха Александра Ярославского и китайского олигарха Ван Цзиня, попавшего под санкции США как «мутный» партнёр.

Китайцы оценили свои потери в $4.5 миллиардов — такова сумма иска, поданного в Гаагский трибунал.

Руководитель предприятия «Мотор Сич» 84-летний Вячеслав Богуслаев находится под следствием на Украине, Ему предъявляются всё новые и новые обвинения, в том числе в тайном сотрудничестве с Россией вопреки интересам Украины, и Михаил Подоляка озвучил предложение к России об обмене его на украинских пленных. Одного из самых могущественных предпринимателей Украины обвиняли в том числе в попустительстве захвату предприятия китайцами.

Но общеизвестная китайская тема уже неактуальна в приложении к «Мотор Сич», она переведена в другую плоскость. Оказывается, после «отпора» китайцам не без участия США на завод «наложили руки» турецкие предприниматели, а именно: зять президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана Сельчук Байрактар, который владеет компанией Baykar.

Частная компания Baykar производит дроны, для которых Motor Sich поставляет двигатели АИ-450 (для беспилотника «Акинчи») и двигатели АИ-25ТЛТ (для беспилотников «Анка-3» и «Кизилельма», которые находятся на стадии разработки для заказчика Turkish Aerospace). Двигатели «Мотор Сич» также используются в тяжелом боевом вертолете Atak II компании Turkish Aerospace Industries и, возможно, в T925 — многоцелевом вертолете TAI.

В 2019 году ООО «Авиавенчурс», дочерняя компания Baykar, получила разрешение на производство своих дронов Akinci и TB2 в Украине (работы должны начаться в 2025 году) и выиграла контракт на $69 миллионов на продажу Украине шести систем TB2. А в 2021 году Турция и Украина подписали контракт на создание базы по ремонту и обслуживанию вертолетов в Анкаре, которая подразумевает, что «Мотор Сич» будет предоставлять запчасти и услуги по тестированию турецких двигателей.

Официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков сообщил, что в ночь с 5 на 6 августа на военном аэродроме под Запорожьем уничтожены ангары с авиацией. О масштабе повреждений цехов официально не сообщалось, но российские эксперты подтвердили ТАСС информацию о том, что они есть и цехам нанесён серьёзный ущерб.

Евгений Коган, аналитик по безопасности и обороне, сказал американской прессе, что президент России Владимир Путин, по сути, ударом ВВС РФ говорил своему турецкому коллеге Реджепу Тайипу Эрдогану: «Несмотря на наши дружеские отношения и уважение друг к другу, предприятие вашего зятя в Украине будет дорого платить по счетам». Проступок Турции по отношению к важному деловому партнёру и другу общеизвестен. Кроме того, Турция обещала сделать страшное — поддержать заявку Украины на вступление в НАТО.

Собственно, именно так ситуация и воспринимается в Анкаре, «как символическое предупреждение России, отражающее её недовольство несколькими турецкими инициативами», цитирует Associated Press высокопоставленного турецкого дипломата.

Никто не оспаривает права нанесения удара Минобороны РФ по «Мотор Сич» 6-7 августа — это военный, а не гражданский объект. Однако после него все планы Турции (как военные, так и гражданские) на прославленный украинский завод уходят в прошлое: он больше не партнёр и не интересный объект для покупки кланом президента страны. Наверное, поэтому и бывший директор завода больше не представляет особой ценности для украинских спецслужб.

Продукция, поставляемая в Россию для ремонта двигателей семейства Ми-8, Ми-24 и Ка-32, также может прекратиться, если российские заводы ещё полностью не перешли на российскую продукцию.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку