Пушкинская карта — важное подспорье, но малоизвестное

Подростки в возрасте 14-22 лет во многих регионах имеют счастливую возможность посещать театры, концерты, выставки и кино во многих регионах России. Им по заявке выдаётся «Пушкинская карта» номиналом 5000 рублей, которая затем пополняется каждый год.

Казалось бы — вот звёздный час культурной молодёжи и лучших творческих коллективов. Но нет, проект ещё далёк от всеобъемлющего охвата.

Программа Пушкинская карта
Программа Пушкинская карта

Министерство культуры недавно поделилось статистикой, что «Пушкинскую карту» за год оформили около 6 миллионов молодых. Это около половины подростков, которые имеют право на субсидируемый культурный досуг. Почему это так? Даже после ряда усовершенствований остаются барьеры на пути к успеху.

  1. Чтобы ребёнок стал ходить в театр и на концерт в 14 лет, его надо приучить к этому в 6. По программе дети до 14 лет — в возрасте, когда их можно и нужно вовлечь в культурный мир, остаются за бортом. Сегодня основной посетитель культурных мероприятий — это как раз тот, кто привык ходить в театр и на концерт в детстве. О какой преемственности поколений посетителей идёт речь, если ставятся такие возрастные преграды?
  2. Для пользования «Пушкинской картой» необходим не только паспорт, но и регистрация на сайте Госуслуг и подтверждение личности в офисах. А доступ к интернету есть не везде в большой стране, да и бесперебойность работы сервиса пока не гарантирована.
  3. В крупнейшей категории — кино, можно посетить только проекты, получившие поддержку государства. Казалось бы, и сумма позволяет раз в месяц бесплатно сходить в кино — но половина молодых выбирает другие фильмы. Те, о которых знает и на которые хочет пойти.
  4. Для музыкальных организаций, театров и музеев участие в программе предполагает постоянную активность коллектива в продолжение сезона и существенный рекламный бюджет. Наличие культурного мероприятия само по себе не даст эффекта, если учреждение не будет «продвигать» свой проект, а в случае нерегулярного проведения мероприятий коллективы и вовсе не видят смысла «входить в программу».

«Раскрутка» проекта инициаторами недостаточна, хотя, казалось бы, о «Пушкинской карте» знают едва ли не все. Подросткам нужно целевым образом либо предлагать доступные к посещению ближайшие мероприятия, либо уметь заинтересовать своей программой, обратив внимание на возможность оплаты «Пушкинской картой».

Послушаем, что нам говорят участники проекта из разных сфер культурной жизни Москвы, вошедшие в него.

Кино

Даниил, администратор кинотеатра сети «СинемаСтар», свидетельствует, что он и его коллеги без оптимизма отнеслись к «Пушкинской карте» — это сулило много хлопот. «Кинотеатры присоединились к программе не сразу, в конце осени — начале зимы, — рассказывает он. — Поначалу мы боялись «пушкинских билетов» как огня — кассовая программа их не признавала, при попытке распечатать выдавала ошибку, и приходилось её перезапускать, а билеты оформлять в брак. Было жутко неудобно».

Киноиндустрия смотрит на программу с наименьшим оптимизмом.
Киноиндустрия смотрит на программу с наименьшим оптимизмом.

Теперь технические проблемы во многом позади, расходы на программное обеспечение сделаны, обучение пройдено и пришло время пожинать плоды, принимая молодых зрителей отечественного кино, оплативших билет через онлайн (другие возможности не предусмотрены).

Не все из них, правда, знают, что приходить с «Пушкинской картой» следует как минимум за полчаса до сеанса, но и это пройдёт по мере информирования населения.

Тем не менее, к оптимизму других культурных учреждений представители кинотеатров ещё не пришли и особого смысла в участии в «Пушкинской карте» не увидели.

«Вовлечение в программу кинотеатров, по моему субъективному мнению, противоречиво, — говорит Даниил, — оно противоречит самой программе «Пушкинская карта». Её цель была в том, чтобы молодёжь тратила деньги на посещение мероприятий, действительно способствующих подъёму культуры — на театр, музеи и концерты. Логично предположить, что со вступлением в программу кинотеатров молодёжь скорее предпочтёт поход в кино, а не в другие вышеперечисленные места, посещаемость которых небольшая в сравнении с кинотеатрами; при условии, что в прокате идут кассовые фильмы».

Вероятно, что со временем это будет так. Но только при условии, если новинки, выходящие под покровительством Министерства культуры, будут широко разрекламированы, равно как и возможности и условия покупки билетов по карте.

Музеи и концерты классической музыки

Музеи выказывают больший оптимизм, чем кинотеатры, но и здесь не обходится без дополнительного труда.

Музеи выказывают больший оптимизм
Музеи выказывают больший оптимизм

«Пушкинская карта» пользуется большой популярностью у зрителей, — рассказали Культурно-политическому журналу «Э-Вести» в пресс-службе Музея Востока, — по ней можно посетить постоянную экспозицию музея, временные выставки, экскурсии и лекции, а в скором времени также планируется запустить чайные церемонии. Программой покрываются все активности музея, которые входят в возрастной диапазон 14-22 лет, но не входят детские экскурсии и отдельные программы для детей младшего школьного возраста».

О возможностях для посещения музей рассказывает ребятам сам, насколько позволяет рекламный бюджет. Это происходит через официальный сайт, соцсети и баннеры во входной зоне музея, расположенного в центре Москвы.

«Проект ещё довольно новый, — поведала «Э-Вести» Мария Баженова, Музей МХАТ, — не все ещё знают про него и поэтому музеи сейчас прилагают немало усилий для популяризации «Пушкинской карты». Мы на сайте повесили пошаговый гид, как принять участие в программе, но в её продвижение пока не вкладываем — у нас на это нет бюджета. Дети, тем не менее, приходят».

В Музее Военной формы по карте доступны не только музейные выставки, но и музыкальные вечера.
В Музее Военной формы по карте доступны не только музейные выставки, но и музыкальные вечера.

Участвует в программе и Музей Военной формы, где подросткам по «Пушкинской карте» в усадьбе Васильчиковых стали доступны также популярные Музыкальные вечера.

«В последнее время требования к организациям изменились, — говорят в музее, —  мы прошли модерацию и оплата концертов по «Пушкинской карте» стала доступна с сентября. Мы сейчас продвигаем проект, ведём переговоры о размещении материалов о программе в нескольких ВУЗах, СМИ, участвуем в партнёрских программах — розыгрышах и так далее. Сейчас абсолютно разная молодёжь, и без продвижения даже «Пушкинская карта» «работать» не будет. Мы пытаемся привить любовь к музыке, и очень рады, что на концерты приходят молодые девушки и юноши. Хочется отметить — они приходят очень красивыми и нарядными!».

Крупные концертные площадки, такие как Московская консерватория, Филармония или концертный зал Зарядье имеют большую возможность предлагать оплату «Пушкинской картой» на концерт, чем хорошие, но небольшие площадки и организаторы. Немало организаторов концертов с сожалением ответили нам, что не участвуют в «Пушкинской карте». «Эта программа в большей степени рассчитана на государственные учреждения», — говорят они, или уточняют, что не имеют необходимого бюджета в осуществлении «пушкинских» проектов.

Театры

Пожалуй, столичные театры наиболее оптимистичны и удачливы в практике использования «Пушкинских карт». Их активно используют такие гиганты, как Большой театр и Театр Вахтангова.

Директор Театра Вахтангова охарактеризовал инициативу как "прорывной федеральный проект"
Директор Театра Вахтангова охарактеризовал инициативу как «прорывной федеральный проект»

Директор последнего Кирилл Крок охарактеризовал инициативу как «прорывной федеральный проект», и на сегодняшний день молодёжи стали доступны даже такие знаковые спектакли коллектива, как «Война и мир», «Царь Эдип», «Театр» и «Ромул Великий».

«Театр Модерн также использует «Пушкинскую карту», — объяснил нам художественный руководитель театра Юрий Грымов, — на сайте театра в афише отмечено, что программа доступна на самые востребованные спектакли. Теперь уже на все. Я считаю, что идея «Пушкинской карты» — гениальная придумка, очень важная. Театр — это всё-таки дорогая история, и то, что государство компенсирует молодежи поход в театр и учащиеся могут его позволить себе — это важно. Учитывая, что театр Модерн работает практически на аншлагах, карта открыла возможность придти в театр молодёжи, для которой было раньше дороговато посетить «Войну и мир» или «Петра Первого». Это дорогие спектакли, и мы видим, что на них стали активно покупать билеты по программе. Ребята возвращаются за другими спектаклями, для них мы даже запустили абонемент на полгода на 12 спектаклей, что более выгодно с точки зрения цены. То, что увеличилась сумма — это замечательно, но нужно теперь больше внимания уделять информации о том, что театры ждут гостей по «Пушкинской карте». Москва — это театральная мекка, нигде в мире нет такого разнообразия. Хотя, по большому счету, информировать аудиторию — это не сложная история для театра, мы даём информацию на сайте, в фойе и в соцсетях».

«Театр Новая Опера участвует в программе, мы продаем билеты по «Пушкинской карте», — говорит Лиля Виноградова. — Это означает, что молодёжь может купить билет на любое мероприятие 12+. Для театра это несложно, надо просто правильно оформлять на портале информацию о событиях, и делать это надо хорошо».

***

Оптимизм ведущих театральных деятелей вполне соответствует статистике. «41% продаж по «Пушкинской карте» составляют билеты в театры, 18% — в кинотеатры, по 16% — на выставки и концерты», — отчитывался на днях один из организаторов проекта «Почта Банк».

Но чтобы проект достиг целевого охвата и поставленных культурных задач, над ним необходимо ещё поработать, не только технически его совершенствуя, но и расширяя возможности, такие как вовлечение в программу небольших организаторов, расширяя возрастной доступ и наращивая информированность молодёжи о высокой культуре родины.

Подобные предложения уже поступали в Госдуму — но государство не согласилось увеличить бюджет. В то же время, мы уверены, что есть немало представителей частного бизнеса, которые могли бы помочь федеральным властям реализовать и в самом деле гениальную придумку. Почему бы не привлечь их, предложив интересные условия частно-государственного партнёрства?

Пока проект «Пушкинская карта» является ключевым инструментом господдержки культурных учреждений, который с благодарностью принимается крупнейшими из них. Но он, увы, остаётся ограниченным и, главное, малоизвестным.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку