Шпицберген: кинематографисты вспомнили о русско-шведской вражде

фильм Архипелаг

Арктический форум сегодня является одним из партнёрских проектов России с Европой, но Арктика (прежде всего, её формально никому не принадлежащая земля) остаётся и объектом соперничества между странами региона. Такое положение образовалось с момента открытия этой благодатной, богатой ресурсами, хотя и не вполне пригодной для жизни части суши. Трудно сказать, чего в истории было больше, но многие из культурных проектов передают этот привкус международного соревнования вокруг освоения северного континента.

Режиссеры Алексей Тельнов и Михаил Малахов представили на Московском международном кинофестивале историческую драму «Архипелаг», посвящённую русско-шведской экспедиции 1899-1900 годов. Главную роль — замруководителя экспедиции Александра Васильева, прекрасно сыграл в ней Дмитрий Паламарчук.

Сам Александр Васильев оставил воспоминания, предварив их довольно грустным вступлением: «Если бы до поездки на Шпицберген я знал, что придётся спать в палатке при 19 гр. мороза или вместе с рабочими тянуть возы по снегам и льдам, проходя десятки саженей в ледяной воде с наполненными сапогами, — я не поверил бы, что в состоянии это перенести, и не поехал бы…. Если бы мне было известно, что обработка материалов триангуляции примет столь извилистый и нелёгкий путь, — я отказался бы от участия, оставил бы и собранные мной материалы. К счастью, будущее сокрыто от человека…».

Шпицберген
Шпицберген и его покорители (А. Васильев сверху своего прибора)

Как и режиссёры фильма «Архипелаг», русский учёный Александр Васильев переполнен патриотизма. Он уверен, что вклад России людьми и деньгами «превосходит всё, сделанное до сих пор на Шпицбергене».

Наша страна тогда осуществила то, о чём начиная с мысли английского учёного Сэбина, высказанной в 1823 году, думала международная научная общественность и что неоднократно пытались осуществить шведы: расставила на Шпицбергене измерительные приборы.

Васильев в воспоминаниях также жалуется на то, что деликатного отношения к русским памятникам у норвежцев и шведов не наблюдается. Многие кресты затем исчезают, и русский след искореняется.

Это беспокойство учёного оказалось провидческим —  тенденция усилилась, когда к власти в России пришли большевики, не признанные законными правопреемниками Российской империи в момент заключения Шпицбергенского трактата 1920 года. Несмотря на международный статус арктической земли, в 1925 году Норвегия объявила Шпицберген своим, и лишь в 1947 году была вынуждена снова «пустить» туда Россию (СССР).

Показанные в киноленте несколько актёров, конечно, не отражают реальный размах экспедиции, которая объединяла исследователей и десятки русских матросов и рабочих; авторы фильма лишь привлекают внимание к яркой странице дореволюционной истории. Сам же Васильев в фильме возвеличен до начальника экспедиции, хотя сам он подчёркивает своё подчиненное положение по отношению к руководителю — Д.Д. Сергиевскому. Но эти отступления от исторической правды позволяют на судьбе одного человека показать побуждения и тяготы работы в Арктике, потому допустимы. Простим и красивости киноленты в противовес неголливудской реальности экспедиции.

В воспоминаниях учёного, однако, немало примеров не только соперничества, но и сотрудничества разных стран. Здесь и предваряющие экспедиции научные конференции, и выпущенные шведами инструкции, и английские карты местности, которыми пользовалась русская команда. В фильме ничего из этого мы не найдём, и такое упущение нам представляется не вполне корректным.

Шпицберген: кинематографисты вспомнили о русско-шведской враждеНесмотря на многочисленные тяготы исследователей Арктики, взаимоотношения с соперниками не принимали криминальный оборот, все опасности возникали из-за сурового климата Шпицбергена. Фильм же «Архипелаг» в своей основе имеет детективную историю.

Для  украшения картины была придумана и лирическая линия, связанная с романтическим появлением на борту журналистки Лилиан (Марина Петренко), разыскивающей дневник погибшего накануне шведского исследователя Саломона Андре и бриллиант, якобы прихваченный на удачу с собой. Документы и вещи команды Андре тогда и вправду нашли, а причина их гибели до сих пор загадка.

Александр Васильев оказывается не только в эпицентре романтического переживания, но и классового конфликта. С одной стороны, молодой учёный разлучён с невестой, семья которой якобы не благоволит неравному браку с незнатным и небогатым учёным. С другой — учёный встречает ссыльного революционера (Андрей Мерзликин), который борется с социальной несправедливостью и ищет способ вызволить из тюрьмы своего брата, покушавшегося на Николая II.

Александр Васильев действительно дожил до революционных времён и продолжил свою работу в СССР, в Главной астрономической обсерватории в Пулкове, удостоившись орденом Трудового Красного знамени в 1945 году. Его научные достижения актуальны и сегодня, они легли в основу GPS. Но создать вокруг русского учёного за 20 лет до революции поистине советское окружение и при этом не передать дух прежней эпохи, в рамках которой он творил и побеждал — это ещё одно изобретение авторов киноленты. Небезынтересное изобретение, явная дань ностальгии по советским временам в кругу власть предержащих.

Дмитрий Паламарчук, тем не менее, в «Архипелаге» сумел передать главное — дух настоящего исследователя и гражданина, сквозящий со страниц произведения «На Шпицберген и по Шпицбергену во время градусного измерения: Наблюдения, путешествия и заметки астронома А.С. Васильева».

Этот образ, притягательный верой в своё предназначение и стоящий выше материальных и социальных неурядиц, веками сопровождающих русских деятелей науки и культуры, вселяет в нас надежду, что русский дух и мысль переживут и нынешние невзгоды и передадут эстафету потомкам.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку