28 октября 2020 года на одном из форумов, организованном банковским сообществом, была поставлена первоочередная задача выведения российской экономики на докризисный уровень. Какие задачи стоят перед бизнес-сообщестом — понятно, это увеличение инвестиций и производства, но как это сделать?
На упомянутом форуме также прозвучали некоторые нестандартные тезисы, например, о том, чтобы превратить Россию в технологическую державу. При этом главный вопрос, который стоит перед экономикой, остаётся прежним: быть ли экономике «экономикой ради экономики» или всё же стать экономикой, работающей на благо общества и его граждан?
Как стимулировать бизнес? Как сделать так, чтобы он стал рентабельным, эффективным и процветал — известно всем. Но как сделать так, чтобы гражданское общество не было вечно кормящей своей тощей грудью ненасытного великана — бизнес, вот это вопрос.
Когда в России в последний раз прошёл форум, посвященный благосостоянию народа? Кроме смешных, вызывающих гомерический хохот даже у организаторов престижных социальных проектов в стране, у нас об этом ничего не слышно уже более 20 лет. Но в этом есть определённая необходимость. Хоть и сказал академик Руслан Гринберг о том, что общество согласно с бедностью для бедных и богатством для богатых, но терпение не бесконечно.
Об этом свидетельствует то, что вокруг даты 4 ноября в обществе идут дискуссии. День народного единства должен способствовать примирению, но какому? Примирению ради примирения, или примирению ради долготерпения, или примирение как согласие с демагогией и бедностью, охватившую большую часть общества?
Как сделать сверхбогатых мегабогатыми — известно. А как сделать нищих — бедными, над этим страна бьётся 20 лет и решения не видно.
Да, можно рассуждать о множестве заговоров: масонских, кадетских, генеральских, мировой закулисы (как её назвал Шмелёв, но не И. Ильин, как вчера заверила Елена Чавчавадзе). Дело не в этом, а в том, что даже дурной помещик не отнимал у крестьянина весь урожай. Он ему оставлял хотя бы одну треть, при этом в трудные годины брал его на свой «кошт». Представляете себе, ведь были же хозяйства в тысячу и более домов, а помещик кормил людей до первого хорошего урожая!
Конечно, были случаи, когда помещики злоупотребляли доверием крестьян и перегибали палку. Но традиция крепостного права в том и состояла, что крестьянин в чёрный день мог уповать на помещика. Помните, как у Некрасова: «Барин к нам приедет, барин нас рассудит». В противном случае у крестьян под рукой были орудия их сельского труда.
Я уже предвижу, как летят отравленные стрелы в мой адрес. Неграмотные и необразованные политиканы первое, что скажут: «Вот он, апологет крепостничества». А я скажу в ответ: «Прочтите ещё раз «Вишнёвый сад» и вспомните слова Фирса относительно него». А ведь это слова великого Чехова, авторитет которого признавал даже Л.Н. Толстой — апологет либерального отношения к крепостничеству и автор ложного еретического «Евангелия».
Нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман говорил о том, что социальная ответственность бизнеса состоит в увеличении прибыли. Это должно быть девизом на форумах бизнеса, напоминая о том, что прежде чем переходить из разряда сверхбогатых в класс мегабогатых, стоит подумать о продолжении размышлений главы Чикагской школы и сказать самим себе: «Доколе же ты будешь испытывать моё терпение, Катилина?». «Примирение с бедностью» может оказаться заблуждением, которое создаст риски для бизнеса.