Взял Париж без единого выстрела: Дягилеву – 150

Взял Париж без единого выстрела: Дягилеву – 150

Сергея Дягилева (1872 – 1929) на современный лад можно назвать продюсером. Его невероятное чувство времени и искусства произвели фурор в мире и возвели на мировой пьедестал русское искусство, в первую очередь – балет.

Сегодня великому предпринимателю от искусства – 150.

Бизнесмен без денег

В восемнадцать лет он прибыл в Петербург из Перми, сразу попал в художественную тусовку и обнаружил в себе страсть к музыке и изобразительному искусству. Попытки заниматься у Римского-Корсакова окончились констатацией отсутствия способностей, но идея жить искусством осталась с Дягилевым на всю жизнь.

… я, кажется, нашёл моё настоящее назначение — меценатство. Все данные, кроме денег, но это придёт.

Дягилев о себе в 1895 году

Лев Бакст. Портрет Сергея Дягилева с няней. 1905.
Лев Бакст. Портрет Сергея Дягилева с няней. 1905.

Деньги, словом, приходили – от императорской семьи, многочисленных меценатов – но все полученные средства Дягилев жертвовал на свои проекты. Его выставочные проекты, «Исторические русские концерты», «Русские сезоны» не приносили дохода, способного перекрыть расходы. Часто у Дягилева не оставалось финансов оплатить работу артистов, композиторов, художников, костюмеров.

Зато какой роскошью были окружены его постановки в Париже. Шикарные декорации Бакста, Билибина, Бенуа, потрясающие костюмы, которые буквально сводили парижан с ума. После показа балета «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова в Париже (1910) началась мода на восточный интерьер и костюмы. Премьера балета «Игры» на музыку Дебюсси (1912) вывела на модные подиумы мира спортивные костюмы. Дягилевские сезоны определяли моду и стиль жизни.

Дягилев захватил Париж искусством. Площадь имени импресарио находится на пересечении улиц Скриба и Глюка с бульваром Оссмана. Площадь примыкает к Театру Гарнье – в нем проходили первые «Русские сезоны». Имя Дягилева было присвоено площади в 1965 году.
Дягилев захватил Париж искусством. Площадь имени импресарио находится на пересечении улиц Скриба и Глюка с бульваром Оссмана. Площадь примыкает к Театру Гарнье – в нем проходили первые «Русские сезоны». Имя Дягилева было присвоено площади в 1965 году.

Скандал – это пиар

Современный прием черного пиара одним из первых раскусил именно Сергей Дягилев. Он любил удивлять публику, но вскоре понял, что нужно эпатировать и даже шокировать. Под его крылом росла и крепла новое искусство нового века – Стравинский, Дебюсси, Прокофьев, Нижинский, Мясин… Премьера «Весны священной» взорвала Париж. Современная хореография Нижинского в купе с невероятной по силе воздействия музыкой Стравинского были подобно взрыву: пресса гудела, публика свистела и топала, но … раскупила все билеты на спектакли.

Полный отказ от классической хореографии, архаичные образы, новый музыкальный язык. «Весна священная» стала подлинной революцией в искусстве. Ее совершили Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский и Сергей Дягилев.

По воспоминаниям современников Дягилев был противоречивой фигурой. У него были фавориты, с которыми он легко прощался при малейшем выходе за пределы зоны его влияния. Он часто не платил своим композиторам, художникам, хореографам, вынуждая их прекращать с ним сотрудничество.

Но именно Дягилеву мы обязаны рождением подлинных шедевров: «Весна священная» и «Петрушка» Стравинского, «Послеполуденный отдых Фавна» Дебюсси, «Треуголка» де Фальи, «Шут», «Стальной скок», «Блудный сын» Прокофьева, «Парад» Сати. В этих произведениях живет дух нового времени – стремительного, динамичного, отвергающего прежние каноны и устои. В них – предельный эротизм или почти металлический конструктивизм, яркие национальные краски и аллегорические приемы. Эта музыка предвосхитила ХХ век, стала новым этапом в истории балетного искусства.

Смог ли бы пробиться этот росток нового искусства без энтузиазма Дягилева?

…ни одна из затей не получила бы своего осуществления, если бы Дягилев не возглавил её и не привнёс бы своей энергии туда, где творческого начала было уже много, но где не было главного — объединяющей роли.

Бенуа

Сегодня, в день 150-летия великого Дягилева, онлайн-сервис Stay Home with Russian Seasons совместно с Русским музеем покажет программу «Дягилев. 150», созданную по мотивам его антреприз. Присоединяйтесь к трансляции в 20:00 МСК.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку