Сергея Дягилева (1872 – 1929) на современный лад можно назвать продюсером. Его невероятное чувство времени и искусства произвели фурор в мире и возвели на мировой пьедестал русское искусство, в первую очередь – балет.
Сегодня великому предпринимателю от искусства – 150.
Бизнесмен без денег
В восемнадцать лет он прибыл в Петербург из Перми, сразу попал в художественную тусовку и обнаружил в себе страсть к музыке и изобразительному искусству. Попытки заниматься у Римского-Корсакова окончились констатацией отсутствия способностей, но идея жить искусством осталась с Дягилевым на всю жизнь.
… я, кажется, нашёл моё настоящее назначение — меценатство. Все данные, кроме денег, но это придёт.
Дягилев о себе в 1895 году
Деньги, словом, приходили – от императорской семьи, многочисленных меценатов – но все полученные средства Дягилев жертвовал на свои проекты. Его выставочные проекты, «Исторические русские концерты», «Русские сезоны» не приносили дохода, способного перекрыть расходы. Часто у Дягилева не оставалось финансов оплатить работу артистов, композиторов, художников, костюмеров.
Зато какой роскошью были окружены его постановки в Париже. Шикарные декорации Бакста, Билибина, Бенуа, потрясающие костюмы, которые буквально сводили парижан с ума. После показа балета «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова в Париже (1910) началась мода на восточный интерьер и костюмы. Премьера балета «Игры» на музыку Дебюсси (1912) вывела на модные подиумы мира спортивные костюмы. Дягилевские сезоны определяли моду и стиль жизни.
Скандал – это пиар
Современный прием черного пиара одним из первых раскусил именно Сергей Дягилев. Он любил удивлять публику, но вскоре понял, что нужно эпатировать и даже шокировать. Под его крылом росла и крепла новое искусство нового века – Стравинский, Дебюсси, Прокофьев, Нижинский, Мясин… Премьера «Весны священной» взорвала Париж. Современная хореография Нижинского в купе с невероятной по силе воздействия музыкой Стравинского были подобно взрыву: пресса гудела, публика свистела и топала, но … раскупила все билеты на спектакли.
Полный отказ от классической хореографии, архаичные образы, новый музыкальный язык. «Весна священная» стала подлинной революцией в искусстве. Ее совершили Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский и Сергей Дягилев.
По воспоминаниям современников Дягилев был противоречивой фигурой. У него были фавориты, с которыми он легко прощался при малейшем выходе за пределы зоны его влияния. Он часто не платил своим композиторам, художникам, хореографам, вынуждая их прекращать с ним сотрудничество.
Но именно Дягилеву мы обязаны рождением подлинных шедевров: «Весна священная» и «Петрушка» Стравинского, «Послеполуденный отдых Фавна» Дебюсси, «Треуголка» де Фальи, «Шут», «Стальной скок», «Блудный сын» Прокофьева, «Парад» Сати. В этих произведениях живет дух нового времени – стремительного, динамичного, отвергающего прежние каноны и устои. В них – предельный эротизм или почти металлический конструктивизм, яркие национальные краски и аллегорические приемы. Эта музыка предвосхитила ХХ век, стала новым этапом в истории балетного искусства.
Смог ли бы пробиться этот росток нового искусства без энтузиазма Дягилева?
…ни одна из затей не получила бы своего осуществления, если бы Дягилев не возглавил её и не привнёс бы своей энергии туда, где творческого начала было уже много, но где не было главного — объединяющей роли.
Бенуа
Сегодня, в день 150-летия великого Дягилева, онлайн-сервис Stay Home with Russian Seasons совместно с Русским музеем покажет программу «Дягилев. 150», созданную по мотивам его антреприз. Присоединяйтесь к трансляции в 20:00 МСК.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения