18 мая 1891 года родился величайший русский писатель и философ М.А. Булгаков. Главное, что хочется сказать сегодня в связи со днём рождения этого человека — русская душа не умирает, а торжествует даже в условиях кромешного ада.
Вы что думаете, Михаил Афанасьевич не знал, в какую эпоху он живёт?
Булгаков жил и творил в самый страшный период — сущее пекло социальной турбулентности. Тогда, когда и наступил первый Армагеддон: в 1919 — 1940 годы.
За этот период Михаил Афанасьевич Булгаков, живя впроголодь, больной, в состоянии постоянного стресса и психологического давления со стороны властей, написал величайшее произведение — шедевр гуманизма, человеколюбия и социального оптимизма уровня Данте Алигьери. Но его «Божественная комедия» — это собрание бриллиантов писателя, в которое входят как минимум четыре произведения, а не одно отдельно взятое. Это жемчужины русской литературы и философской мысли, которые я бы охарактеризовал как русский гуманистический стоицизм.
Если Сенека — величайший стоик Античности, то Булгаков — величайший стоик Нового времени.
Все унижения, все отвратительные, мерзопакостные уколы и даже удары изощрённых пыточных механизмов тоталитарной системы не смогли сокрушить хладнокровие, волю и стоицизм великого гуманизма — гуманизма Михаила Афанасьевича Булгакова.
Панегирик писателю — это не моя статья, и даже не всенародная любовь к великому русскому писателю и духовному стоику, показавшему крепость русского духа и величие русской культуры. Он пронёс всё своё творчество вихрем Серафима над полями и долями сталинского мертвящего зловонья.
Его «Мастер и Маргарита», «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Роковые яйца», даже «Батум» — это демонстрация неизбывного духа неугасимой лампады русской глубинной духовности, которая так отличает всех нас — русских, и тех, которые впитали в себя духовные истоки самой великой животворящей культуры великой европейской христианской цивилизации.
Подумайте только, в Москве от Фурманова переулка до Большой Никитской и Большой Садовой, включая Малую Бронную — у Булгакова только в Москве 9 адресов, где он творил. Однако если Вы проедете на автобусе, организованном экскурсионным бюро дирекции Музея Булгакова на Садовой (его директор — Петя Мансилья-Круз), Вы воочию увидите, в каких нечеловеческих условиях (включая жилище на Пироговке), творил величайший ум и талант эпохи.
Грибок на стенах, отсутствие отопления, заливающееся от поливальных машин полуподвальное помещение… Его творчеству сопутствовали бесконечно сырая атмосфера, отсутствие достойных питания и медицинского обслуживания, постоянные угрозы увольнения и заключения в цугундер. И такой «джентлеменский набор» сопровождал творчество этого величайшего человека 21 год.
Нет времени и возможности в рамках короткого эссе рассказать всё, что мне хочется сказать об этом чрезвычайно дорогом сердцу каждого русском страстотерпце. Всё его творчество — демонстрация глубокого внутреннего сознания, что он творит не здесь и сейчас, а для завтрашнего дня.
Тому пример — вся история с написанием и публикацией романа «Мастер и Маргарита». Достаточно сказать, что если бы не 1966 год (не 1968), роль и подвижничество его дорогой супруги, помощь друзей, закопавшей текст рукописи-оригинала в трёх разных кладбищах Москвы, человечество не узнало бы не только о творческом подвиге величайшего из современных писателей мира, но и мы не поняли бы очень многие глубинные процессы, происходившие в России; происходящие здесь и поныне.
Одна фильмография по произведениям Булгакова по миру насчитывает более 120 фильмов и документальных лент. Я здесь не говорю о спектаклях, поставленных по его произведениям — это десятки и даже сотни по миру. Среди них — величайший фильм коммуниста Владимира Бортко (режиссер — член Президиума КПРФ), который отражает всю двойственность, неоднозначность, многоплановость и многомерность произведения великого гуманиста.
Гримаса истории состоит в том, что одни из лучших фильмов по «Собачьему сердцу» и «Мастеру и Маргарите» снял человек, которым гордится и превозносит его партия, считающая себя наследницей режима, с которым Булгаков не только не был согласен всю свою сознательную жизнь, но всеми силами и помыслами боролся с ним и поносил.
Спектакль Анджея Вайды в театре «Современник» по пьесе Булгакова, и его замечательное произведение «Бесы» по Достоевскому (этот роман можно считать предтечей всего творчества Булгакова) стоят в одном ряду с шедеврами величайших режиссёров-постановщиков, поставивших произведение Булгакова за рубежом.
К величайшему сожалению, на советском телевизионном экране лучшие постановки и экранизации произведений Булгакова в Италии, Франции, США, Японии, Югославии и Чехословакии не шли, русскому зрителю не везло. А это немалое упущение — знать, как мир, пусть по-своему, воспринимает величайшее творчество русского мыслителя. Не побоюсь этого слова — Промыслителя.