Юбилей Булгакова: торжество русской мысли вопреки системе

юбилей Булгакова

18 мая 1891 года родился величайший русский писатель и философ М.А. Булгаков. Главное, что хочется сказать сегодня в связи со днём рождения этого человека — русская душа не умирает, а торжествует даже в условиях кромешного ада.

Вы что думаете, Михаил Афанасьевич не знал, в какую эпоху он живёт?

Булгаков жил и творил в самый страшный период — сущее пекло социальной турбулентности. Тогда, когда и наступил первый Армагеддон: в 1919 — 1940 годы.

За этот период Михаил Афанасьевич Булгаков, живя впроголодь, больной, в состоянии постоянного стресса и психологического давления со стороны властей, написал величайшее произведение — шедевр гуманизма, человеколюбия и социального оптимизма уровня Данте Алигьери. Но его «Божественная комедия» — это собрание бриллиантов писателя, в которое входят как минимум четыре произведения, а не одно отдельно взятое. Это жемчужины русской литературы и философской мысли, которые я бы охарактеризовал как русский гуманистический стоицизм.

Если Сенека — величайший стоик Античности, то Булгаков — величайший стоик Нового времени.

Все унижения, все отвратительные, мерзопакостные уколы и даже удары изощрённых пыточных механизмов тоталитарной системы не смогли сокрушить хладнокровие, волю и стоицизм великого гуманизма — гуманизма Михаила Афанасьевича Булгакова.

Панегирик писателю — это не моя статья, и даже не всенародная любовь к великому русскому писателю и духовному стоику, показавшему крепость русского духа и величие русской культуры. Он пронёс всё своё творчество вихрем Серафима над полями и долями сталинского мертвящего зловонья.

Его «Мастер и Маргарита», «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Роковые яйца», даже «Батум» — это демонстрация неизбывного духа неугасимой лампады русской глубинной духовности, которая так отличает всех нас — русских, и тех, которые впитали в себя духовные истоки самой великой животворящей культуры великой европейской христианской цивилизации.

Подумайте только, в Москве от Фурманова переулка до Большой Никитской и Большой Садовой, включая Малую Бронную  — у Булгакова только в Москве 9 адресов, где он творил. Однако если Вы проедете на автобусе, организованном экскурсионным бюро дирекции Музея Булгакова на Садовой (его директор — Петя Мансилья-Круз), Вы воочию увидите, в каких нечеловеческих условиях (включая жилище на Пироговке), творил величайший ум и талант эпохи.

Дом, где находилась одна из "нехороших" квартир Булгакова
Дом, где находилась одна из «нехороших» квартир Булгакова

Грибок на стенах, отсутствие отопления, заливающееся от поливальных машин полуподвальное помещение… Его творчеству сопутствовали бесконечно сырая атмосфера, отсутствие достойных питания и медицинского обслуживания, постоянные угрозы увольнения и заключения в цугундер. И такой «джентлеменский набор» сопровождал творчество этого величайшего человека 21 год.

Нет времени и возможности в рамках короткого эссе рассказать всё, что мне хочется сказать об этом чрезвычайно дорогом сердцу каждого русском страстотерпце. Всё его творчество — демонстрация глубокого внутреннего сознания, что он творит не здесь и сейчас, а для завтрашнего дня.

Тому пример — вся история с написанием и публикацией романа «Мастер и Маргарита». Достаточно сказать, что если бы не 1966 год (не 1968), роль и подвижничество его дорогой супруги, помощь друзей, закопавшей текст рукописи-оригинала в трёх разных кладбищах Москвы, человечество не узнало бы не только о творческом подвиге величайшего из современных писателей мира, но и мы не поняли бы очень многие глубинные процессы, происходившие в России; происходящие здесь и поныне.

Одна фильмография по произведениям Булгакова по миру насчитывает более 120 фильмов и документальных лент. Я здесь не говорю о спектаклях, поставленных по его произведениям — это десятки и даже сотни по миру. Среди них — величайший фильм коммуниста Владимира Бортко (режиссер — член Президиума КПРФ), который отражает всю двойственность, неоднозначность, многоплановость и многомерность произведения великого гуманиста.

Гримаса истории состоит в том, что одни из лучших фильмов по «Собачьему сердцу» и «Мастеру и Маргарите» снял человек, которым гордится и превозносит его партия, считающая себя наследницей режима, с которым Булгаков не только не был согласен всю свою сознательную жизнь, но всеми силами и помыслами боролся с ним и поносил.

Спектакль Анджея Вайды в театре «Современник» по пьесе Булгакова, и его замечательное произведение «Бесы» по Достоевскому (этот роман можно считать предтечей всего творчества Булгакова) стоят в одном ряду с шедеврами величайших режиссёров-постановщиков, поставивших произведение Булгакова за рубежом.

К величайшему сожалению, на советском телевизионном экране лучшие постановки и экранизации произведений Булгакова в Италии, Франции, США, Японии, Югославии и Чехословакии не шли, русскому зрителю не везло. А это немалое упущение — знать, как мир, пусть по-своему, воспринимает величайшее творчество русского мыслителя. Не побоюсь этого слова — Промыслителя.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку