100 лет назад был убит русский поэт-акмеист Н. Гумилев

убийство Николая Гумилева

Руководящий сотрудник ВЧК Яков Саулович Агранов (Шмаевич), командующий расстрельной командой по делу «Петроградской военной организации Таганцева», крикнул: «Поэт Николай Гумилев, выйдите из строя!». В ответ он услышал: «Здесь нет поэта Гумилева, здесь есть офицер Гумилев!». Легенда-миф характеризует этого человека, прошедшего все круги ада без исключения, и погибшего как мученик.

В России поэт больше, чем поэт. Николай Степанович Гумилев (1886-1921) – яркое тому подтверждение.

100 лет прошло с тех пор, как погиб один из светочей, звёзд на богатом, роскошном небосклоне русской поэзии пореформенной поры. О Гумилеве можно рассказывать часами, писать бесконечно, и всё будет мало. Его жизнь – это открытая книга. Николай Степанович жил с высоко поднятой головой, а погиб как пример всем: как герой, презирая палачей.

Гумилев начал свою деятельность как человек левых убеждений, но он следовал одному главному завету в своей жизни: благородному сословию принадлежит право быть всегда и при всех обстоятельствах благодарным сословием.

Ещё в произведениях средневековой эпической прозы – в частности, в «Дон Кихоте» Мигеля де Сервантеса Сааведра, проходит мысль о том, что главный принцип, определяющий принадлежность к благородному сословию – это быть благодарным всегда, когда есть возможность быть таковым при всех обстоятельствах.

Николай Гумилев был олицетворением высоких дворянских идеалов воспитания и поведения в жизни, на службе, в любви, в отношении к родине, к чести, женщине и самому себе.

Ухаживая за своей будущей второй половиной – выдающейся русской поэтессой Анной Ахматовой (тогда — Анной Горенко), он, чтобы вызвать интерес у возлюбленной, совершил маленький подвиг.

Дело было в Царском селе, где проживали обе семьи: Гумилевых и Горенко. Молодой человек 16ти лет залез в строго охраняемый замок-дачу императрицы и нарвал красивых тюльпанов (по другой версии – хризантем), и подарил их своей девушке, которая, увидев роскошный букет, воскликнула: «А я еще хочу таких!».

Юноша, потупив взор и слегка покраснев, ответил: «Больше их нет, я их сорвал в саду у императрицы». Этот эпизод характеризует Гумилева как личность яркую, нестандартную, придерживающуюся в жизни одних и тех же принципов: идеалов любви, прекрасного, возвышенного и чистого.

Николай Гумилев никогда не скрывал монархических убеждений и подчеркивал, что он не просто монархист, но приверженец династии Романовых. «Дело не в людях, — говорил он, — но в принципе чести».

Когда по просьбе жены-любовницы Максима Горького Марии Андреевой нарком просвещения Луначарский позвонил Ленину с просьбой отменить приказ о расстреле Гумилева, тот сказал в ответ: «Мы никогда не будем целовать руку, поднятую на нас».

В ночь с 26 на 27 августа 1921 года под Петербургом на точно таком же полигоне, как в Бутово под Москвой, расстреливали цвет нации. Не в первый и не в последний раз. Так началась эпоха, которая с 1917 года длится до сих пор (нынешняя власть – производное и калька с того режима во всех проявлениях: от социальной и экономической до политической сфер).

В ту ночь приговорённых расстреливал Яков Агранов, специально прибывший из Москвы по личному приказу Ленина, стремящегося искоренить «белую заразу» окончательно и бесповоротно. Им это не удалось, потому что «зараза» — это менталитет нации.

Если 85% населения недовольно властями, то его можно заткнуть в «испанский сапог» или уничтожить, как это делало правительство Пол Пота – Иенг Сари, когда из 3 миллионов камбоджийцев один миллион был забит крестьянскими мотыгами на глазах у жен, детей и родителей ради прекрасных идей, которые в принципе неосуществимы. Но народ не изменит своего мнения.

Тюремное фото Н. Гумилева
Тюремное фото Н. Гумилева

Гумилев относился к прогрессивной части образованного класса российской империи. Своей судьбой, своими действиями как офицер, поэт и патриот он показал, как надо себя вести при всех жизненных коллизиях: даже умирая поднимать дух соратников, приговоренных к расстрелу.

В ту ночь в строю на расстрел стояли одни интеллигенты: поэты, писатели, инженеры, учителя, университетская профессура. Их количество до сих пор неизвестно, потому что расстрел носил секретный характер и им руководил любимчик большевисткой верхушки, прославившийся самыми «сложными» делами, такими как расстрел членов правительства империи, уничтожение резонансных фигур из числа великокняжеских семейств и т.п.

Замечу, что все зверства – расстрелы, пытки, концларегя, появившиеся в 1917 году и выросшие в империю ГУЛАГа, начали «торжественное шествие» с убийства Гумилева, носившего показательный характер. Хотя убийства происходили постоянно (включая убийство царской семьи и расправу Троцкого-Тухачевского над членами Кронштадтского восстания), гражданское общество России было особенно потрясено уничтожением Гумилева.

Расстрелы, убийства, похищения людей, массовое запугивание населения – всё то, что Ленин обещал прекратить сразу после подавления белогвардейского движения, начавшегося с покушения на него, продолжились после безвременной кончины поэта Гумилева (поворотный момент в кровавой истории 80-летнего большевистского террора), и стали визитной карточкой всей российской истории XX-XXI веков.

Террор и насилие стали не просто нормой жизни гражданского общества, но вошли в плоть и кровь рождающихся в России младенцев, впитывающих это с молоком матери. Синдром насилия и ненависти к насильникам присутствует в жизни россиян так же, как и храбрость и бесстрашие (это не одно и то же).

Николай Гумилев состоял во всех заговорах, в которых только можно было состоять. Но, в отличие от предавших его и сообщивших об этом людей, поэт никого не выдал и никогда не просил о пощаде.

Удивительно то, что он просуществовал относительно спокойно (без арестов, пыток, наездов трамвайной конки) после добровольного возвращения из Франции до 1921 года. Зачем он вернулся, хотя мог остаться там? Гумилеву задавали вопрос об этом даже в ЧК, и он отвечал, что вернулся в Россию добровольно, чтобы охранять жизнь и достоинство своей огромной семьи, оставшейся по ту сторону пропасти.

К тому времение Н.С. Гумилев был женат вторым браком на представительнице семейства Энгельгардт и стал отцом дочери – Елены, но говорил он обо всем своем народе.

Поэта страшно пытали. Сохранившиеся фотографии говорят о том, что он был изуверски искалечен, но не сломлен.

Весь жизненный путь, вся судьба и даже творчество Николая Степановича говорят о том, что русские люди – чистые, трудолюбивые, совестливые, добросердечные, открытые и человеколюбивые, умеют сохранять мужество и готовы отдать жизнь за идеалы, которым они служат. Такие люди на Руси были всегда и есть сегодня.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку