Церковь, власть и проблема нищеты

17 октября 1987 года на площади Трокадеро в Париже католическим священником, отцом Жозефом Врезински была открыта мемориальная плита жертвам нищеты. Этот сын беженцев — поляка и испанки, с раннего возраста познал лишения на себе, поэтому основал фонд «Помощь бедствующим группам населения «Четвёртый мир», деятельность которого вдохновила ООН на учреждение всемирного дня по борьбе с нищетой в 1992 году.

Путь в большую и деятельную благотворительность знаменитого во Франции приходского священника проходил через знакомство с коммунизмом и изучение условий ужасающей нищеты, которую обещала искоренить материалистическая идеология. Но Жозеф Врезински предпочёл идти путём Христианской рабочей молодежи, основанной в Бельгии аббатом Жозефом Кардейном, и Восстания добра Аббата Пьера. «Эти люди нуждались не столько в еде, одежде, сколько в достоинстве», — говорил он.

Сегодня день рождения Луи Альтюссера, автора слов: «Единственное свойство материи, с признанием которой связан философский материализм — свойство быть объективной реальностью». Этот человек в поисках системы благоденствия людей проделал путь от горячей Веры в Христа до коммунизма, в изучении которого пришёл к выводу: советский строй — это всего лишь новая форма, найденная империализмом для эксплуатации народа.

Церковь, власть и проблема нищеты

Вместо того чтобы решать вопрос борьбы с нищетой, правительства мира вот уже какой десяток лет вдалбливают населению порочный тезис: «Бедность и нищета — термины разновеликие». Однако Жозеф Врезински уверял, что держать людей в таких условиях — это не только духовное преступление, но и светское — нарушение их конституционных прав.

Церковь не впервые вступилась за униженных и оскорблённых. Это её многовековой путь.

История Ордена Иезуитов (Общества Иисуса) — это история не самого баска св. Игнатия Лойолы, а история первых семи студентов, договорившихся о том, что в отличие от францисканцев, доминиканцев и тем более тамплиеров они будут достигать всеобщего благополучия одним способом: словом. За это их «шпыняли» всю историю существования вплоть до того, что на короткий период из зависти от их успехов орден был запрещён на 80 лет.

Именно иезуиты делали ставку на работу с отличниками, преследуя цель создать гроздья диамантов, а не горы песка. Никогда иезуиты не позволяли учиться больше 160 часов в неделю и более 5 часов в день, а главный привлекательный элемент их обучения — тьюторство (когда преподавателю ставят «двойки», если он плохо воспитывает своего ученика).

Для того чтобы поднять экономику и достичь процветания, Екатерина II в момент начала гонений отменила действие буллы о прекращении Ордена Иезуитов на территории Российской Империи. Цель, которую преследовала императрица — процветание экономики страны и внедрение образовательной системы, которая к тому времени уже «гремела» по всему свету.

За 6 веков существования системы образования иезуитов она оправдала себя; лучшего образования в мире не существует до сих пор, а самые лучшие реформаторы — из их числа.

Поэтому самые процветающие экономики Позднего Средневековья (XVI-XVII вв) — иезуитские республики в Южном конусе: Парагвай, Аргентина, Чили. Образование и процветание часто идут рядом, поэтому и Жозеф Врезински «ставил» на решение проблемы неграмотности.

Иезуиты как никто были способны внедриться в культуру тех народов, где они проповедовали, позаимствовав в них самое ценное, и внедрив Божественную структуру христианства, которая только благодаря членам ордена существует и развивается с таким успехом во всем мире.

Черная легенда иезуитов мне напоминает черную легенду борьбы с нищетой, хотя критерии понятия «нищета» устоялись уже в 80е годы XIX века: бедность $1-10 в день, нищета — менее $1 на человека.

Но есть ли способ борьбы с этой заразой — нищетой? Великие умы человечества давали три варианта ответа:

  1. Нужно провести всемирную перманентную революцию, это сформулировали первые социалисты-утописты во главе с графом Сен-Симоном.
  2. Можно сделать это посредством всемирных органов управления наподобие тех, о которых мечтал Бертран Рассел, способных на основе мечтаний типа иезуитов создать сеть организаций ради всеобщего экономического и социального процветания.
  3. В этот вариант особенно верю я. Те правительства, которые упорно не видят разницу между $1 и $10 в день, необходимо заставить уйти добровольно в отставку. Им до христианства далеко, не будем их к этому призывать, но пусть они освободят свои насиженные места для людей, которые придут во власть с конкретными знаниями (позволяющими считать больше, чем до 10) и способные любить ближнего, как завещали нам отцы-основатели земной цивилизации.

Утверждения о том, что якобы на Земле существует установленный порядок, согласно которому обязательно должна быть нищета — в противном случае, золотой миллиард не выживет — чушь. Попросту нужна система справедливого распределения богатств, препятствующая распространению нищеты. В этой системе невозможно, чтобы страна одинаково платила 13% подоходного налога: как нищая полуголодная бабулька, так и олигарх-нефтепромышленник, который даже в трезвом состоянии не понимает, что такое экономика вообще.

В мире всего 13 стран, обеспечивающих богатство планеты. При этом 27 стран — спонсоры мировой экономики, и почти 212 стран ведут полуголодный нищенствующий образ жизни.

Как правило, в богатых странах минимум нищеты. Так, из бывших соцстран (их почти 40) только самая большая по территории страна обладает феноменом: 70% населения (зарабатывают лишь на еду и плохонькую одежду) — бедные, 36% — откровенно нищие, которые имеют доходы только на питание.

Страны бывшего соцлагеря, у которых нет ни природно-минеральных ресурсов, ни интеллектуального потенциала, ни даже ресурсов и факторов экономического подъёма, кратно опережают самую большую страну в мире по темпам экономического роста.

Что, кому-то надо, чтобы страна была на боку? Если да, то зачем, чтобы держать её в узде? Но ведь демократия дешевле, чем накормить страну!

Русская Православная церковь (РПЦ), конечно, знает и о бедности, и о нищете россиян. «Бедного человека, чистенько одетого, интеллигентного пустят, и разговаривать будут, и на работу примут, а вот нищего — все, он изгой», — говорил Патриарх Кирилл в 2016 году, призывая власть поставить искоренение нищеты в приоритеты национальных задач.

А в 2018 году в беседе с генсеком ООН Антониу Гутеррешем предстоятель был вынужден констатировать, что «зло проистекает из человеческого сердца» и проблему «не очень удается решить»…

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку