Гоголь. Дикости и метаморфозы современного момента

Сегодня как никогда в полный рост встаёт фигура выдающегося российского, малороссийского и великого русского писателя во все времена — Николая Гоголя. Причина, по которой я сегодня заговорил о нём, связана с тем, что 31 марта — день рождения писателя, и никак не связана с событиями общественной и политической жизни соседних с Россией стран. Однако жизнь Гоголя с момента его рождения тесно соприкасается с жизнью и здоровьем огромного народа на безбрежных просторах земной цивилизации.

Просторы воистину безбрежны — за пределами России проживает столько же, если не больше, людей, говорящих и пишущих на языке великого мыслителя.

Я не могу отделаться от мысли о том, что Гоголь не был тем человеком, который сказал однажды всё и до конца о нынешней православной российской цивилизации. Каждое его произведение, даже его эпистолярное творчество, не говоря уже о романах — это реальные непревзойдённые перлы, которые, например, в моей семье цитировали всегда.

Из высказываний Николая Васильевича складывалось и моё мировозрение, и мировоззрение всех культурных и образованных людей нашей огромной страны. Я приведу только несколько цитат, которые я хочу вам напомнить, чтобы вы поняли масштаб, глубину и огромную серьёзность этого великого сатирика. Сатира — самое сильное оружие после ядерной бомбы, изобретённой на просторах Великой Московии.

«Оно, конечно, Александр Македонский герой — но зачем же стулья ломать?!» («Ревизор»)

«Я тебя породил, я тебя и убью!» («Тарас Бульба»)

«Как ни глупы слова дурака — они иногда бывают достаточны, чтобы и умного человека смутить» («Мёртвые души»)

«Я говорю всем открыто, что беру взятки. Но чем взятки: борзыми щенками! А это ведь совсем иное дело!» (Ревизор»)

«Я тебя женю так, что ты и не услышишь» («Женитьба»)

«Эх, русский народец, не любит умирать своей смертью» («Мертвые души»)

«Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и словом всякого рода должностных сословий, теперь уже всякий частный человек считает в лице своём оскорбленным всё общество» («Шинель»)

«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» («Майская ночь, или утопленница»)

«Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя, ты» («Тарас Бульба»)

«Ребёнка окрестили, что он заплакал и сделал такую гримасу, что он предчувствовал, что будет титулярный советник» («Шинель»)

«Газета может потерять всякую репутацию, если всякий начнёт писать, что у него сбежал нос, то…. И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов» («Нос»)

«Один там только и есть порядочный человек — прокурор: да и тот, если сказать правду, свинья» («Мёртвые души»)

«Какого горя не уносит время?» («Старосветские помещики»)

«Обращаться со словом нужно честно — оно есть высший подарок Бога человеку» («Выбранные места из переписки с друзьями»)

«Нет уз святее товарищества. Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать, но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породнится родством по душе, а не по крови, может только один человек» («Тарас Бульба»)

Моя любовь к Гоголю объясняется не только тем, что бабушка всеми силами старалась с его помощью погрузить меня в русскую культуру (я воспитан в двуязычной среде и между двумя равными половинами шла борьба за обладание наследником). С испанской стороны в меня вкладывалось не меньше знаний и цитат применительно к Испании и в целом к европейской культуре.

Поэтому я ещё в первых классах школы знал, что великий французский писатель Стендаль (псевдоним Анри Мари Бейля) был интердантом (заместителем генерала Дарю, зама по тылу Наполеона в Москве), который жил рядом с нами в доме на Страстном бульваре и замечательно как никто описывал присутствие французов в горящей Москве, особенно воровство, грабёж и мародерство своего слуги, тянувшего из подвалов домов, где они находились, всё до скрипок и столовых салфеток?

Анекдот про томик Вольтера я знал ещё до школы. Стендаль пишет о том, что куда бы французы ни входили, во всех домах были роскошные библиотеки и, что его особенно поражало, во всех библиотеках обязательно присутствовали вольнодумцы.

Стендаль был внуком знаменитого вольтерианца и ему — последовательному бонапартисту, было известно, что присутствие томика Вольтера в частной библиотеке во Франции точно, а в Пруссии наверняка могло привести не просто к репрессиям, а к расстрелу. Для него было неожиданно увидеть обилие вольнодумцев в библиотеках русской дворянской интеллигенции.

Украденный Стендалем томик Вольтера, как и всё наворованное его слугами не только его, пришлось бросить при отступлении на берегу реки Березина. До сих пор во французском языке высказывание «Это твоя Березина» означает «тебе конец».

«Неча на зеркало кивать, коль рожа крива», — это моя самая любимая цитата из Гоголя, и опять же из «Мёртвых душ».

Но я отвлёкся. Сегодня мне хочется поговорить о Гоголе как о человеке-хранителе великодержавной русской культуры. Дело в том, что Гоголь — знаковая фигура, на творчестве которой сходятся все стрелы общественных противоречий текущего момента. Он прежде всего хранитель великой русской культуры, а уж только потом полтавский помещик, сторонник самодержавия, сатирик, вскрывавший язвы русского характера и русского общественного устройства…

Я имею в виду прежде всего то, что Гоголь — безусловно, ученик и последователь идеологии Пушкина, а в целом идеологии просвещенного дворянства, выразившегося в декабризме. Он хранил верность великорусскому традиционализму.

Сегодня его позиция актуальна как никогда. Ведётся дискуссия не только на страницах толстых академических журналов, но и с высоких трибун о том, насколько форма может отражать суть русского характера. Сильно лобби (а это видно невооруженным глазом как на телевидении, так и в СМИ, во множестве электронных изданий), которым утверждается, что нецензурный русский язык — чуть ли не норма. А площадная русская брань и мат — чуть ли не отражение естества и природы русского характера.

Русская народная мова у Гоголя никогда не доходила до нецензурщины. Когда Гоголь хотел показать ту или иную краску, он не прибегал к известным матерным оборотам, хотя, конечно, он их знал. В том-то и дело, что как Гоголь, так и его предшественники: Пушкин и его круг, показывали мат как нечто отвратительное, низкое и оголтело антирусское, противоречащее не просто характеру русского человека, но являющимся одной из отвратительных язв русского бытования.

Гоголь, а до него и его великие предшественники, полагали, что мат существует в русском языке чтобы отвратить русского человека от Бога. Ведь что такое мат и брань в языке? Это когда демон прорывается в человеческие отношения с Богом, хранителем которых и был Гоголь.

Для меня Гоголь — образец знания великого русского языка. Искусный мастер способен был донести до читателя любую по сложности мысль простым народным языком без применения мата.

Мат существует в каждом языке, но только в русском языке он носит сакраментальный, а не бытовой характер. Об этом говорил Гоголь, для которого мат — это круг нибелунгов, за границей которого человек попадает в сети лукавого.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку