150 лет импрессионизму — это много или мало?

Клод Моне

25 апреля 1874 года французская газета Le Charivar подобрала нужные слова для обозначния нового явления в культуре. Хотя статья была критической и высмеивала «Салон отверженных», и прежде всего картину «Впечатление» Клода Моне, в 2024 году мы отмечаем выдающийся праздник оформившегося импрессионизма — праздник света, радости, надежды и красоты.

Импрессионисты пришли на Землю в нужное время, при нужных обстоятельствах и пролили золотой дождь радости на живопись и на миросозерцание, мировосприятие, отношение к себе, будущему цивилизации и Богу.

Разрыв между символом академической живописи Жаном-Огюстом-Домиником Энгром и первыми импрессионистами не случаен. Никакого плавного перехода от одного состояния живописи к другому не наблюдалось, хотя Энгра высоко ценили Огюст Ренуар и Эдгар Дега. Произошёл разрыв тектонического, библейского масштаба, объяснить который не в состоянии ни один искусствовед, тем более классического образца.

Жан-Огюст-Доминик Энгр
Жан-Огюст-Доминик Энгр. Автопортрет

Я много читал научной литературы на эту тему, и пришёл ко мнению о том, что Господь просто-напросто шепнул на ухо художникам через шестикрылого серафима, что надо пролить свет на человечество. Только такое объяснение можно дать тому очевидному резкому разрыву, который произошёл в живописи и мировосприятии, мироощущении человечества на рубеже веков.

Импрессионизм — явление, которое якобы родилось во Франции, поехало по всему свету и охватило все сферы живописи, человеческой интеллектуальной и духовной жизни.

150 лет импрессионизму - это много или мало?
П. О. Ренуар. «Бал в Мулен де ла Галетт»

Было ли это явление отражением какого-то другого, или сам импрессионизм повлиял на всё вокруг? Уже сама по себе постановка вопроса говорит о том, что произошло и то, и другое одновременно. Не может быть, чтобы небольшая инициативная группа художников, созданная для проведения выставок, повлияла на все художественные течения на планете, от Франции до Австралии, от Австралии до Японии, от Новой Зеландии до России.

В России импрессионисты получили знания об этом стиле, и затем достигли высот, приобретая их по наитию, а не от материального соприкосновения с первородными носителями. Остаётся загадкой, не имеющей аналогов в истории искусства.

150 лет импрессионизму - это много или мало?
К. Коровин. Портрет Ф. И. Шаляпина

Первыми художниками, представившими картины русского импрессионизма, были Валентин Серов, Исаак Левитан, Константин Коровин, Николай Фешин и Илья Репин. Русский импрессионизм при этом оказался ближе всего по стилю, сюжету, форме и даже по колоратуре к баскскому и к испанскому импрессионизму, а вовсе не к французскому и центрально-европейскому, считающемися классическим. Характерной чертой русского импрессионизма оказалась не передача впечатления и настроения, но изображение эмоции и поэтичность живописи.

Коровин и Соролья, на мой взгляд — самые близкие импрессионисты из полутора тысяч художников конца 19-начала 20 века.

150 лет импрессионизму - это много или мало?
Хоакин Соролья. Скакалка

Я уверен, что именно Господь стоял за одномоментным вдруг появившимся явлением импрессионизма якобы в заброшенном сарае никому не известного французского художника-маргинала уже потому, что в том или ином виде импрессионизм продолжает своей победный марш по всем жанрам живописи и сегодня, преображаясь то в постимпрессионизм, то в фовизм, то в экспрессионизм, то в иные формы. Но по всему миру происходит спиралевидно возврат к изначальным истокам удивительного явления. Везде самым востребованным жанром живописи является неоимпрессионизм. Это не случайно!

Из истории живописи мы знаем, как импрессионизм пробивал себе дорогу в мире искусства и подвергся глобализации. Долгое время безуспешная, американка Мэри Кассат познавала себя, как завещал нам Всевышний. Затем благодаря дружбе с Луизиной Элдер, ставшей женой американского магната Гарри Хавмейера, художница стала главным промоутером импрессионизма в Америке.

Пара под руководством Кассат пара начала массово скупать с целью коллекционирования импрессионистов, и сегодня большая часть их обширной коллекции находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Меня спрашивают о том, почему я отрицаю экономические корни явления, если причины материальны? Я отвечаю: Господь захотел, чтобы это было так, и дал для этого подходящий инструмент.

Аналогичным образом в России появились самые крупные коллекции импрессионистов. Они куплены маршанами-первопроходцами, Щукиным и Морозовым. В результате в России имеется очень неплохая коллекция импрессионистов.

Крупнейшие собрания импрессионистов находятся в США, прежде всего, в Метрополитен-музее и во Франции. Последняя представлена в Музее Орсэ и домах-музеях импрессионистов.

Серьёзная по количеству и качеству произведений  — это коллекция, расположенная в Японии. Это неслучайно, поскольку французский импрессионизм был отчасти вдохновлён гравюрами по дереву — укиё-э. Клон Моне собирал японское искусство и гравюры по-прежнему можно видеть в его доме-музее в Живерни.

Япония открылась Европе в 1853 году, и начиная со Всемирной выставки 1867 года восточная культура начала оказывать влияние на европейскую художественную мысль.

В свою очередь, живопись импрессионистов стала ключевым моментом развития современной японской культуры, открывшим новый взгляд на всю западную европейскую культуру. Такого количества любителей и поклонников произведений музыки Чайковского, русского балета и русской живописи пореформенной поры нет нигде. А ведь это произошло после взброса живописных произведений импрессионистов, которые поначалу попали через японцев, работавших на Монмартре и живших среди выдающихся французских художников.

Эпоха импрессионизма — отражения новой фазы развития человеческой цивилизации, открывшей новое место человека и роль в человеческой цивилизации. Научно-техническая революция начала 20 века — отражение того состояния интеллектуальной жизни на Земле, первооснова которого — Эдуард Мане, Альфред Сислей, Клод Моне, Жорж Сера и многие другие.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку