Как у католиков появился пасхальный кролик

Как у католиков появился пасхальный кролик

Если для православных главными символами Пасхи являются крашенные яйца, кулич и творожная пасха, то у католиков это расписные яйца и … кролик. О том, как он появился в западной традиции рассказывает антрополог Ток Томпсон из Университета Южной Каролины.

Пасхальный кролик – это широко известный персонаж американских и европейских пасхальных праздников. В Пасхальное воскресенье дети ищут спрятанные особые угощения, часто шоколадные пасхальные яйца, которые мог оставить пасхальный кролик. Персонаж этот ведёт свои корни аж с эпохи Неолита, то есть из далёкого десятого тысячелетия до нашей эры.

Религиозный символизм зайца

Пасха – это праздник весны и новой жизни. Весьма очевидными символами женской плодовитости являются яйца и цветы, а в европейской традиции от них не отстает и кролик с его удивительным репродуктивным потенциалом.

В отличие от США в Европе пасхальный кролик известен как пасхальный заяц. Символика зайца на протяжении многих лет играла множество интригующих ритуальных и религиозных ролей.

В эпоху Неолита в Европе зайцев ритуально хоронили рядом с людьми. Археологи интерпретируют это как религиозный ритуал, в котором зайцы символизируют возрождение.

Более тысячи лет спустя, в Железный век, ритуальные захоронения зайцев были уже обычным делом вплоть чуть ли не до нашей эры.

Так в 51 году до н.э. Юлий Цезарь упомянул, что в Британии зайцев не употребляют в пищу из-за их религиозного значения.

На этой картине итальянского художника Пьеро ди Козимо, изображающей Венеру, Марс и Купидона, изображен белый заяц.
На этой картине итальянского художника Пьеро ди Козимо, изображающей Венеру, Марс и Купидона, изображен белый заяц.

Очевидно, что Цезарь также знал, что в классической греческой традиции зайцы были посвящены Афродите, богине любви. Например, Эроса, сына Афродиты, часто изображали несущим зайца как символ неутолимого желания.

Начиная с греческого мира и заканчивая эпохой Возрождения, зайцы часто появляются как символы сексуальности в литературе и искусстве. Например, Деву Марию часто изображают с белым зайцем или кроликом, символизирующим, что она преодолела сексуальное искушение.

Заячье мясо и проказы ведьм

В народных традициях Англии и Германии фигура зайца связана с Пасхой особым образом.

В Германии в рассказах 1600-х годов описывается, что дети охотятся за пасхальными яйцами, спрятанными пасхальным зайцем, почти также как это делают их современные западные сверстники.

Письменные источники Англии примерно того же времени также упоминают пасхального зайца, особенно в контексте традиционной пасхальной охоты на зайцев и поедания заячьего мяса на Пасху.

Одна такая традиция, известная как «Схватка за заячий пирог», уже много веков блюдётся в лестерширской деревне Халлатон (Англия). Она включает в себя поедание пирога, приготовленного из заячьего мяса, и двух команд, борющихся за перенос бочонка через полосу препятствий. Борьба ведется практически без правил, поэтому ушибы и увечья здесь не редкость.

В 1790 году местный священник попытался прекратить этот обычай из-за его языческих корней, но ему это не удалось, и обычай сохраняется в этой деревне по сей день.

Альбрехт Дюрер, Молодой заяц, 1502
Альбрехт Дюрер, Молодой заяц, 1502

Поедание зайца, возможно, также связано с давними народными способами отпугивания ведьм на Пасху. По всей Северной Европе в народных традициях зафиксировано стойкое убеждение, что ведьмы часто принимали облик зайца, обычно для того, чтобы причинять вред, например, красть молоко у соседских коров. Говорили, что ведьмы в средневековой Европе были способны высасывать жизненную энергию из других людей, делая их больными.

Тема изгнания зимних ведьм на Пасху – распространенный европейский народный мотив, появляющийся в разных праздниках и ритуалах. Весеннее равноденствие, с его обещанием новой жизни, символически проводилось в противовес отнимающей жизнь деятельности ведьм и зимы.

Эта идея лежит в основе таких гуляний как Остерфейер, или Пасхальный костер в Германии – празднование с разжиганием больших костров, которые должны отпугнуть ведьм. В Швеции популярный фольклор гласит, что на Пасху все ведьмы улетают на своих метлах, чтобы попировать и потанцевать с дьяволом на легендарном острове Блокулла в Балтийском море.

Языческие корни

В 1835 году фольклорист Якоб Гримм, один из знаменитых братьев сказочников Гримм, утверждал, что пасхальный заяц был связан с богиней, которую, по его мнению, на древненемецком языке звали «Остара». Он получил это имя от англосаксонской богини Эостры, которую в 731 году н.э. упоминает отец английской истории, монах Беда Достопочтенный.

Беда отметил, что в Англии восьмого века апрель назывался Эостурмонат, или месяц Эостре, в честь богини Эостры. Он писал, что языческий праздник весны во имя этой богини стал частью христианского празднования воскресения Христова.

Даже сейчас, когда в большинстве европейских языков название праздника происходит от еврейского Песах – Pâques по-французски, Påsk по-шведски, Pascua по-испански, Пасха по-русски и т.д. – то в немецком и английском он имеет небиблейский корень – Easter.

Тициан, Мария и младенец Иисус с кроликом, около 1530 года
Тициан, Мария и младенец Иисус с кроликом, около 1530 года

Недавние археологические исследования подтверждают поклонение Эостре в некоторых частях Англии и Германии, главным символом которой является заяц. Таким образом, пасхальный кролик напоминает об этих дохристианских праздниках весны, ознаменованных весенним равноденствием и олицетворяемых богиней Эострой.

После долгой, холодной северной зимы людям кажется вполне естественным отмечать темы воскресения и перерождения. Цветы распускаются, птицы откладывают яйца, а крольчата прыгают вокруг.

Когда весной зарождается новая жизнь, пасхальный кролик снова возвращается, став давним культурным символом, напоминающим нам о циклах и этапах нашей собственной жизни.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку