Открытый исходный код — новое поле битвы США и Китая

Открытый исходный код — новое поле борьбы США и Китая

В соперничестве за мировое лидерство между США и Китаем наметился новый фронт — открытый исходный код (open-source) — децентрализованная модель разработки, которая позволяет любому человеку или компании участвовать в развитии технологии и бесплатно пользоваться результатами усилий всего сообщества. Пока речь идёт о RISC-процессорах, но можно ждать распространения этой практики и на программное обеспечение.

Американские законодатели, в частности сенатор-республиканец Марко Рубио и сенатор-демократ Марк Уорнер, призывают администрацию Байдена наложить ограничения на RISC-V технологию, оправдывая это вопросами национальной безопасности.

В мире процессоров уже долгое время конкурируют два направления: процессоры со сложным набором команд (CISC) и с упрощённым набором команд (RISC). Яркими представителями первого являются чипы Intel, AMD, а у второго — ARM, Apple и Qualcomm. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки, но главное — создавая свой процессор, вы должны платить немалые лицензионные отчисления техногигантам. У RISC-архитектуры есть бесплатное ответвление — RISC-V, которое можно использовать для чего угодно — от чипа в смартфоне до продвинутого процессора искусственного интеллекта. Плюс такое «железо» поддерживается многими разработчиками программного обеспечения.

Сенаторы беспокоятся, что Пекин пользуется плодами open-source сотрудничества американских компаний для развития собственной полупроводниковой промышленности, что приведёт к подрыву лидерства США в области чипов и поспособствует модернизации армии КНР.

Это заявление стало первой значительной инициативой по ограничению работы американских компаний над открытой и бесплатной RISC-V технологией.

Председатель сенатского комитета по Китаю Майк Галлахер заявил, что Министерство торговли США должно «потребовать от любого американского лица или компании получить экспортную лицензию до начала взаимодействия с предприятиями КНР по технологии RISC-V».

«Компартия Китая злоупотребляет RISC-V, чтобы нейтрализовать доминирование США в ноухау, необходимых для разработки чипов. Граждане США не должны поддерживать стратегию передачи технологий КНР», — заявил председатель сенатского комитета по иностранным делам Майкл МакКол.

МакКол требует действий от Министерства торговли, которое регулирует правила экспортного контроля.

Чиновники ведомства говорят, что они «постоянно анализирую технологическую среду и угрозы, определяя, как эффективнее применять меры экспортного контроля для защиты национальной безопасности и сохранности основных технологий».

Сенатор Марк Уорнер заявил Reuters, что его беспокоит, что меры экспортного контроля не способны решить проблему открытого кода будь то в полупроводниках или в области искусственного интеллекта (ИИ).

«Необходима кардинальная смена парадигмы», — говорит он.

RISC-V была разработана в Калифорнийском университете в Беркли и получала финансирование пентагоновского агентства DARPA. Создатели сравнивают свою бесплатную RISC-V платформу с Ethernet, USB и даже Интернетом — технологиями, которые находятся в свободном доступе и развиваются благодаря вкладу людей всего мира, что ускоряет и удешевляет разработку во благо всех стран.

Сейчас координацией развития RISC-V занимается швейцарский некоммерческий фонд. Среди тех, кто вносит свой вклад в разработку — американский Qualcomm, европейские автопроизводители, китайский Huawei. Google обещает поддержку RISC-V процессоров в своей мобильной операционной системе Android. Есть даже российские компании, которые используют эту архитектуру для своих устройств.

Если США будет регулировать участие американских компаний в работе над этой открытой архитектурой, то это не только замедлит китайскую программу развития собственных процессоров, но помешает разработке открытых технических стандартов, и станет препятствием на пути получения дешёвых чипов для США и Европы.

Джек Кан, вице-президент американского стартапа SiFive, использующего RISC-V, сказал, что ограничения Белого дома в отношении американских компаний в этой сфере были бы «огромной трагедией».

«Это все равно что запретить нам работать в Интернете, — сказал он. — Это было бы огромной ошибкой с точки зрения технологий, лидерства, инноваций, а также компаний и рабочих мест, которые создаются».

Остановит ли это развитие китайских чипов — нет, так как КНР определил самообеспечение в электронной промышленности, как свой стратегический приоритет.

Мало того, наблюдая, как некоторые open-source проекты в области программного обеспечения повели себя в отношении к России после известных событий, Китай заранее «постелил соломку» — сделал собственное ответвление от RISC-V, запустив открытый проект RISC-X, координацию работы которого поручили главе Китайского альянса RISC-V Бао Юнгану.

В России разработкой продуктов на RISC-V архитектуре занимаются несколько компаний, в частности, «Байкал электроникс» и Syntacore. Однако главная наша проблема в этой сфере — это отсутствие оборудования для  производства чипов, которую фактически пока не решают.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку