Турция спасет экономику и политику за счет стран Африки

Концепция внешней политики Турции предусматривает методичное продвижение в Африку, и страна занимается этим в течение последних десятилетий (с 1998 года). Однако западные СМИ обратили внимание на повышенную активность режима президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на африканском направлении в последнее время — время, которое называют «новой борьбой за Африку» из-за повышенного интереса к ней.

Эксперты связывают усилия по укреплению в беднейшем регионе мира прежде всего с желанием за счёт сотрудничества с африканцами преодолеть экономическую рецессию, которая ожидается в Турции перед президентскими выборами в 2023 году.

«Никогда еще президент Турции не проявлял такой активности в Африке», — отмечает французское издание Figaro, перечисляя всесторонние направления сотрудничества, включая военное и поставку медицинских товаров и вакцин. Если война с Грецией за Кипр помешала планам воспользоваться процессом деколонизации Африки в 1970е годы и закрепиться в регионе, то теперь, когда основные конкуренты заняты спецоперацией на Украине, этому не мешает никто.

Лет 10 тому назад Турции удалось войти в экономику Сомали — страны, богатой железной рудой, бокситами и цветными металлами, и в целом занять четвёртое место по представленности в регионе. Но тогда Европа (Франция и др.), США, Китай, Япония, Индия и Россия имели больше возможностей уделять внимание африканцам, а в Турции ещё не было крупных сомалийских, суданских, ливийских, египетских, тунисских, алжирских, сенегальских и нигерийских общин.

Возможно, в желании быстрее войти в проекты в Африке и составить конкуренцию России сыграли роль и планы нашего патриархата основать экзархат в Турции на фоне разлада с Константинополем. Ранее отмечалось, что после укрепления религиозных позиций в египетской Александрии русское духовенство думало окормлять 3000 православных граждан страны (оставшееся греческое меньшинство-фанариотов), экспатов и туристов. Правда этим планам, как и планам расширения российского влияния в Африке, могут помешать украинские события.

С арабами — другими конкурентами, Эрдоган недавно замирился. Сообщалось, что турки посчитали, что выгоднее привлечь в свою страну инвестиции, чем тратить силы и средства на поддержку исламистов. 13 соглашений — военных и инвестиционных, помогут поддержать падающую национальную валюту — лиру, снизить безработицу и одержать победу на выборах.

С помощью Африки база для перевыборов Эрдогана ещё более укрепится. Континент располагает обширными залежами нефти, газа и полезных ископаемых, таких как кобальт, золото и алмазы, а также сельскохозяйственной продукцией (пальмовое масло, какао, чай, кофе и ваниль). Здесь есть потребность в ряде турецких товаров и услуг.

Прямые иностранные инвестиции Турции (ПИИ) в Африку уже приближаются к 10 миллиардам долларов, а частные компании ищут пути расширения деловых возможностей, прежде всего в регионе к югу от Сахары.

Республика Конго, которую посетил турецкий президент в ходе недавнего африканского турне, славится природными богатствами. Тут есть и нефть (89% экспорта страны) и алмазы, и золото, и редкоземельные металлы. Страны бывшей империи Канем Бурну Нигерия, Нигер и Чад, где некогда господствовала Оттоманская империя, не уступает ей по списку таблицы Менделеева.

Это очень перспективный регион, где помимо высоких темпов развития экономики в целом к 2030 году ожидается интенсификация поставок газа через компанию TotalEnergies — а Турция импортирует из Африки как нефть, так и газ. Страну интересует и сельское хозяйство, рыболовство и животноводство — соответствующие соглашения были подписаны в 2017 году с шестью странами Африки.

Пресса связывает гиперактивность на внешнеэкономическом поприще с выборами, после чего ожидается, что она притупится. У Турции не будет возможностей в долгосрочной перспективе выдерживать конкуренцию с такими странами, как Франция, Россия, Китай и ОАЭ.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку