Учёные узнали, как выглядели росписи двух великих соборов XVI в.

Собор Василия Блаженного

Всемирно известный Собор Василия Блаженного (Покрова на рву) таит в себе больше загадок, чем мы могли предположить. Начиная от личностей строителей Собора середины XVI века и желания его снести в сталинскую эпоху, заканчивая его первоначальными росписями.

Мы не знаем имён выдающихся архитекторов, которые придумали это творение во времена Ивана Грозного. Сейчас историки архитектуры, например, Наталия Дмитриевна Троскина, всё больше и больше склоняются к тому, что строителями Собора были итальянцы, несмотря на то что в письменных источниках их именуют «русскими мастерами». Последние могли получить на Руси прозвища Барма и Посник. Самое большое доказательство в пользу этой версии — итальянские кирпичи, которые могли создавать и использовать на тот момент только итальянские мастера.

Кстати, кирпич был в ту пору материалом новым и заманчивым, поэтому первоначальные росписи Собора имитировали именно этот его. Знакомое нам узорочье как внешне, так и внутри храм получил при более поздних росписях, а «кирпичное» внутреннее пространство казалось современникам в момент строительства как нельзя более прекрасным.

Сегодня Государственный Исторический Музей открыл юбилейную экспозицию «Время перемен. Покровский собор в 1920-1930е годы», на которой можно увидеть уникальную коллекцию фотопластинок 1918-1940 годов, рассказывающую обо всех этапах росписей, реставрации и ранней советской жизни символа России. Информационная составляющая открывает для нас последние данные исследователей, опровергающие известные мифы.

Оказывается, что никто никогда не видел стенограммы заседания, на котором обсуждалась возможность сноса храма. Мы не знаем, действительно ли было так. Но мы точно знаем, что большая заслуга в защите Покровского собора, если над ним и нависала опасность, принадлежит Дмитрию Петровичу Сухову — реставратору, бывшему главным реставратором Московского Кремля. Одновременно с Петром Дмитриевичем Барановским он был в составе комиссии по сносу и мог защищать Собор. Барановский писал, что его вызывали и сказали, чтобы он отправлялся на обмеры храма Василия Блаженного, что означало — храм готовят к сносу. Но при всём желании выдающийся реставратор не успел бы ничего предпринять, поскольку был арестован и физически не смог бы участвовать в спасении.

Так или иначе, Собор Василия Блаженного снесён не был, зато подвергся самому тщательному изучению и реставрационным работам в 1920-1930е годы. Затем в музее, в который превратили большевики святыню, стали открывать выставки — как атеистические, так и исторические.

Новодевичий монастырь
Новодевичий монастырь

Новой для публики информации о Соборе Василия Блаженного на выставке много, хотя в прошлом веке реставраторам и исследователям было недоступно многое, что доступно им сегодня благодаря новым технологиям. Живое свидетельство тому — современная реставрация Смоленского собора Новодевичьего монастыря, самой древней постройки на территории обители (вторая половина XVI века) времён Бориса Годунова.

В отличие от Собора Василия Блаженного, этот собор ранее не подвергался масштабным реставрациям, они велись постепенно и понемногу, без раскрытия слоёв. Сегодня в распоряжении учёных физико-химические исследования и долгожданные возможности комплексной реставрации.

Искусствовед Анна-Мария Макарова обещает, что к концу процесса будут открыты новые страницы истории знаменитого собора и его росписей. «У нас открытия происходят буквально каждый день, — говорит она, — Я как исследователь монументальной живописи могу сказать, что раньше мы не имели представления о фресках Смоленского собора с точки зрения стиля — вся живопись находилась частично под записью XIX века артели палехских иконописцев Сафонова. Теперь эта запись раскрыта и перед нами появилась живопись XVI века — композиции, которых не видели начиная с XVII века, когда были заложены боковые входы с ангелами. Живопись, заложенная кирпичами, оказалась в прекрасной сохранности».

Последние находки уже сейчас позволяют сделать точную реконструкцию Смоленского собора Новодевичьего монастыря, и в 2023 году он предстанет перед нами таким, каким он был до XVII века. Не будем удивляться, если эти исследования перевернут наши представления об отдалённой эпохе нашей культуры.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку