Мир меняется радикально: во главе Колумбии Густаво Петро

Густаво Петро

Фраза «Карл Маркс умер, Фридрих Энгельс умер, да и я плохо себя чувствую!» из той же сферы, что и «Мне одиноко, Махатма Ганди умер, и поговорить-то не с кем». Её приписывают выдающемуся политическому деятелю современного мира, которого нет смысла называть — его знают все. Последние политические события в Колумбии не менее промыслительны для всего мира.

Ещё не было случая, чтобы после 250 лет правления консервативных сил (с элементами растаскивания национальных богатств) в крупной латиноамериканской стране к власти пришел выходец из повстанческих кругов — партизан М-19. Да ещё в качестве вице-президента взяв с собой не кого-нибудь, а одну из самых неоднозначных фигур — афро-колумбийскую правозащитницу, мать-одиночку с 16 лет Франсию Маркес, прославившуюся тем, что она поднимала общественное сопротивление в ряде крупных городов, известное как «марш тюрбанов» в зонах компактного заселения потомками африканских народов.

Густаво Петро и Франсия Маркес
Густаво Петро и Франсия Маркес

Франсия Маркес — эко активистка, выступавшая против выдачи разрешений на добычу полезных ископаемых без ограничений транснациональным компаниям. Также она как правозащитница отстаивала права чернокожего населения владеть своей землёй.

Колумбия — страна, где масса противоречий между социальными группами и где гражданская война не прекращается 40 лет. За последние 20 лет число жертв среди мирного населения только растёт. Повстанческая армия, насчитывающая десятки тысяч жителей, продолжает сопротивление и сейчас, несмотря на постоянные переговоры между правительством и повстанцами.

Колумбия — необыкновенная страна с благодатным климатом, с немереными национальными богатствами, с удивительно талантливым народом. Она дала миру всемирно известного криминального авторитета Пабло Эскобара — главу Медельинского картеля, обладавшего бюджетом, сопоставимым с бюджетом крупной европейской страны, и контролировавшего треть Колумбии. Но она породила и целую плеяду выдающихся представителей, поистине ярких примеров мировой культуры, таких как писатель и философ, художник, кинодокументалист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года Габриэль Гарсиа Маркес.

Я давно слежу за деятельностью Густаво Петро — нового президента Колумбии, вступившего в должность 7 августа 2022 года.  Ещё на заре жизни нынешний колумбийский президент был последователем Теологии Освобождения; в колледже он основал культурный центр «Габриэль Гарсиа Маркес» в честь своего кумира и издал газету под названием «Письмо народу». В тех же повстанческих кругах Петро называли «Аурелиано» в честь полковника Аурелиано Буэндиа, персонажа романа «Сто лет одиночества» Маркеса.

Много лет спустя знаменитые слова колумбийца: «Я хочу жить, чтобы описывать жизнь», были перенесены в политическую плоскость. Сегодня они звучат приблизительно так: «Я хочу править Колумбией, чтобы колумбийцы наконец стали нормально жить».

Петро с семьёй и испанским политиком Родригесом Сапатеро
Петро с семьёй и испанским политиком Родригесом Сапатеро

Событие, которое мы сегодня описываем — нестандартное для Латинской Америки. К власти пришёл не просто левоцентрист и атеист («Я хотел бы, чтобы Бог существовал!», — говорит он), но один из лидеров повстанческого движения, который по сию пору не прерывает связь с левыми радикальными силами своей страны и прилегающих к Колумбии государств.

Злые языки утверждают, что приход к власти группы во главе с Густаво Петро — отражение глубоких противоречий, сложившихся между соседней Венесуэлой и заокеанскими партнёрами. Развитие всего региона, в том числе и самой Колумбии, зависит от немереных углеводородных богатств страны-соседки. Пока руководство Венесуэлы крепко держит в руках весь нефтяной бизнес, её стабильное положение у власти не будет никем и ничем поколеблено. Страна будет продолжать влиять на промыслительные процессы на континенте.

Нефть, нефть и ещё раз нефть. Это главные слова сегодня и в Колумбии, ведь ещё в марте бывший президент страны Иван Дуке грозился достичь нефтедобычи в 1 млн баррелей в сутки и отправлять её в Европу и США на замену нефти из РФ. Разработка месторождений и рост экспорта — основная надежда экономики одной из беднейших стран Латинской Америки.

Впрочем, хотя сегодня Россия разругалась вдрызг с Европой и всем миром, но поставки углеводородов, несмотря на включенный механизм санкций со стороны ЕС увеличивается; зачастую объём получаемой нефти кратно вырос. В частности, как сообщает Блумберг (им можно доверять), количество танкеров, заходящих в порты Европы с апреля 2022 года по сегодняшний день (в преддверии вступления в силу в декабре категорического запрета на ввоз российской нефти) кратно выросло. Запреты побудили Италию, Испанию и ряд других южноевропейских (средиземноморских) государств заполнить свои кладовые «черным золотом» до предела.

Пока всё внимание мира приковано к трём-четырем танкерам с кукурузой, пшеницей и подсолнечным маслом из Черноморска — главного порта Украины по поставкам зерновых на мировые рынки, тихой сапой идут немереные поставки углеводородов для закачки авуаров западноевропейских стран. Заметьте, я это обстоятельство только приветствую. Европейцы не виноваты в том, что их руководители не сумели с эпохи Ялтинской конференции 1945 года научиться договариваться с российской элитой, и россияне не виноваты, тем более что нам ничего и не достанется от прямых продаж национальных богатств.

Мир меняется радикально: во главе Колумбии Густаво Петро

Нефть и продовольствие в ближайшие 5 лет (время продолжающегося кризиса в мировой экономике из-за  нежелания услышать мюнхенские слова Путина о том, что Россия остановит наступление Запада на границе) будут оставаться главными факторами и инструментами разрешения мировой междоусобицы между сторонами, гениально умеющими договариваться между собой за счёт благополучия народов.

Но если Колумбия никак не развивается в рамках одной парадигмы — парадигмы консервативных сил (на самом деле — власти проамериканских кланов колумбийской аристократии), то почему же не дать попробовать достичь развития партии ПОДЕМОС (в Колумбии она носит название Гуманная Колумбия — Мы всё можем, это союз левоцентристских сил и классических коммунистов 1960х годов кубинского образца (революции Фиделя Кастро)?

Зная механизм претворения в жизнь всех помыслов и задач левых в Латинской Америке, могу смело утверждать, что у них всё получится. А вот что такое всё — это следует посмотреть на соседнюю Венесуэлу.

То есть, верхушка будет постулировать социальные преобразования для 30% населения (они в целом реально их получат), а 70% будут биться в конвульсиях, как это происходит в замечательной России. Правда, у нас в таком состоянии не 70%, а все 90%, зато в уши поют песни сирены северокорейского образца о том, как замечательно жсчить в нашей стране и иметь именно то, что и должен иметь цивилизованный человек в XXI веке….

Есть ли решение сегодня ситуации в Колумбии? Да, есть, но оно простое: власти всего лишь надо захотеть свой народ  сделать счастливым. Для этого нужно поступить так, как поступал Ли Куан Ю в Сингапуре, который пересажал всё своё окружение, включая повариху и шофёра, понимая, что надо начинать с того, кто олицетворяет процветание нации.

Густаво Петро пришёл к власти в Колумбии неслучайно: ему предстоит вырвать страну из пут непрекращающихся межклановых распрей и растаскивания страны по частям. Отношения с Россией он также намеревается «перезапустить» реализацией совместных проектов в разных сферах, от космоса до сельского хозяйства.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку