Западная меритократия делает бедных ещё беднее

Западная меритократия делает бедных ещё беднее

В XVIII веке французские революционеры решительно отменили многовековые феодальные привилегии, заявив, что все люди должны быть равны и карьерный рост должен быть открыт для всех талантов невзирая на происхождение. Нынешняя капиталистическая элита поворачивает это вспять, утверждает политический редактор и обозреватель журнала Economist Эдриан Вулдридж и предлагает исправить ошибки.

В своей новой книге «Аристократия талантов: как меритократия создала современный мир» Вулдридж говорит, что интеллект (талант) был определяющим качеством современного мира, подпитываемым меритократической верой в то, что самые талантливые должны подняться на вершину социальной пирамиды.

Однако у этой разумной системы есть недостаток. Люди с высокими умственными способностями или учёными степенями, владеющие крупными состояниями, используют свою власть и богатство, чтобы отправить своих отпрысков в лучшие школы мира.

Например, основатель Amazon Джефф Безос с отличием закончил американский Принстон; премьер-министры Борис Джонсон и Дэвид Кэмерон оба родом из знаменитого британского колледжа Итона.

Всё вроде логично и справедливо. Вместе с тем, все ли таланты могут получить лучшее образование? Богатые, по сути, покупают своим детям образовательные привилегии.

Вулдридж говорит, что новая меритократическая аристократия делает то, что делали прежние аристократы – передает свои привилегии отпрыскам под меритократическим и образовательным видом, что затрудняет менее состоятельным гражданам подняться по карьерной лестнице и изменить свою судьбу.

Статистика, пишет он, удручающая. В Британии действует система бесплатных и платных государственных школ. Например, Итон или Регби, ежегодная плата в которых более $30’000, обслуживают лишь 7% населения, однако те занимают больше половины мест в престижных университетах Британии в Оксфорде и Кембридже.

То же самое в США. В 38 элитных колледжах учится большая часть студентов из 1% богатых, нежели из 60% низов. Соответственно, в Гарварде средний доход родителей составляет $450’000, в то время как по стране он $43’440.

В Китае, для поступления в колледж необходимо сдать тест Гаокао. Однако, школьники из сельской местности или чьи родители не могут позволить себе дополнительную подготовку, имеют меньшие шансы попасть в высшие учебные заведения, а значит и вырваться из бедноты.

Неуклонный рост интеллектуальных элит за счет менее обеспеченного или менее образованного населения привел к ощутимым последствиям. Выборы бывшего президента США Дональда Трампа, Брексит и рост популистских движений в Европе отчасти являются бунтом тех, кто остался позади.

Вулдридж считает, что культурное восстание против элиты «умников» превзошло другие типы классового негодования. Закрытие Эммануэлем Макроном Национальной школы управления, в которой обучались поколения французских президентов и министров, является показательным примером – отчасти это было ответом на многомесячные протесты антиэлитарного движения «желтых жилетов».

Большая часть книги автора посвящена анализу и диагностике проблемы, но он не ратует за отказ от меритократической мечты, а предлагает сбалансировать систему, например, большую часть мест отдавать тем талантливым ученикам, которые не могут за себя платить.

Успешный опыт других стран, говорит он, также можно заимствовать. Например, в Сингапуре будущих учителей выбирают из верхней трети каждого класса. Тех талантливых студентов, которых отправляют учится за границу, обязуют определённый срок поработать в госучреждениях.

Если же меритократия как система не поддается исправлению, то, вероятно, правительствам необходимо либо облагать налогом наследство, либо найти иной способ сделать образование менее элитным клубом.

Есть ли эта проблема в России? Назвать современное российское общество меритократическим язык не поворачивается, тем не менее, эта мечта всё ещё живет в нём. Поэтому, согласно опросам, около 40% родителей ежемесячно тратят более 7 тыс. руб. за курсы и репетиторов, чтобы сдать ЕГЭ и иметь шанс попасть в ВУЗ.

«Подавляющее большинство родителей не могут себе позволить репетиторов или по крайней мере очень сильно себя ущемляют ради того, чтобы оплатить его услуги – цитирует директора научно-образовательного центра социального развития Института государственной службы и управления РАНХиГС портал Газета.ру.

Опрошенные упомянутым изданием эксперты говорят, что сегодня попасть в топовый университет без репетитора, к сожалению, уже невозможно.

С университетами у нас тоже не всё в порядке. Программа по выводу их ТОП100 ведущих университетов мира фактически провалилась.

Как мы будем в таких условиях строить цифровую экономику, непонятно.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку