Норвегия и Россия ищут проекты аквакультуры и судостроения

Норвегия и Россия ищут проекты аквакультуры и судостроения

Влияние торговых войн, сложные дипломатические отношения с Евросоюзом, кризис — всё это сказалось на товарообороте России и Норвегии, который на 2017 год упал в три раза в сравнении с 2011 годом. На сегодня доля арктического соседа России в её торговле, экспорте и импорте не превышает 0.3%, хотя развитие взаимоотношений двух стран могло бы открыть новые возможности для улучшения экономической ситуации в нашей стране. Точки роста российско-норвежского сотрудничества искали эксперты на IV Российско-норвежском бизнес-форуме в Торгово-промышленной палате РФ.

По данным Норвежско-российской торговой палаты, товарооборот России и Норвегии в январе-августе 2018 года вырос по сравнению с предыдущим годом (11.4 млрд крон по сравнению с 7.9 млрд крон в аналогичном периоде 2017 года). Но, как заметил директор ВНИКИ Андрей Спартак, рост взаимной торговли России и Норвегии оставляет желать лучшего, он происходит только за счёт российского экспорта, 30% которого приходится на растительное масло. Норвежцы отправляют к нам продукцию машиностроения и оборудование (60-70% импорта), но теряют один из самых ёмких в мире российский рынок, где, в частности, высоко потребление рыбы.

Важнейшей точкой роста товарооборота России и Норвегии может стать опыт этой страны в управлении нефтяными и не-нефтяными поступлениями в бюджет. Проблема назрела в России, поскольку зависимость страны от нефтяного рынка велика. Бывший замминистра экономического развития Алексей Ведев, ныне заведующий лабораторией Института Гайдара сказал об этом как об одном из ключевых рисков будущего развития: «У меня есть опасения, что при растущей цене на нефть темпы роста ВВП балансируют, то при её изменении это скажется на темпах роста».

В Норвегии нефтяной сектор существует, нефтегазовые доходы там есть, но они изолированы и не оказывают такого воздействия на бюджет страны. Всё, что норвежцы добывают — они продают. Наталья Орлова (Альфа Банк) говорит о том, что этот опыт отчасти уже был взят на вооружение. Возможно, этот опыт может быть интересен в России и сегодня, и имеет смысл его перенять в большей мере?

Две другие точки роста торговли ожидаемы и проистекают из традиционной морской направленности арктической Норвегии. Это судостроение и судоходство, морские технологии и аквакультура (рыба, выращиваемая человеком). Велика вероятность, что эти направления получат своё развитие в ближайшее время, поскольку Форум собрал полный зал заинтересованных в этом бизнесменов.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку