Александр Куприн. Бессмертие души — удел не только дворян

Александр Куприн

7 сентября — день рождения выдающегося русского писателя, мыслителя, патриота и дворянина — Александра Ивановича Куприна, автора таких выдающихся произведений литературы, как «Гранатовый браслет» и «Яма». По этим повестям поставлены пьесы, сняты фильмы, написаны философские трактаты и исследования русской души.

По семейной легенде, мать Куприна была княжна Кулунчакова — прямой потомок Чингиз Хана (из чингизидов). Как и Лавр Корнилов, Александр Куприн обладал монголоидными чертами — выдающимися скулами и глазами-щёлочками. Но был при этом русским интеллигентом и патриотом.

Исследования русской души — забота многих писателей, философов, мыслителей и прорицателей. Но что такое русская душа — не известно до сих пор. Ясно только, что она так же бессмертна, как и все остальные души, поскольку мы в это верим.

Александр Куприн родился в имении в Пензенской губернии. По воспоминаниям, он был глубоко связан с местной крестьянской общиной и дружил с местными мальчишками, играл с ними и подолгу слушал рассказы стариков.

Наиболее сильное впечатление на будущего писателя производили рассказы местных старух-крестьянок о паломничествах. Впоследствии это стало основой его восприятия России и русского духа, благодаря этому опыту Куприн стал исследователем российского дворянского бытования и как никто (пожалуй, был ещё Лесков) он настаивал на дворянском характере русской литературы, которую понимал не как социально-классовую принадлежность, а как способ изучения язв российского общества через призму высокой планки морали и нравственности .

«Россия — удивительная страна». Я вспоминаю эти слова одного профессора мадридского университета — специалиста по русской истории и славистики по имени Анхель, который сам в 1980-1990е учился на истфаке МГУ, а затем стал крупным славистом в Испании и Европе. Он — автор многих эссе и работ по истории России.

Анхель и многие другие профессора, в том числе члены моей семьи (моя тётка — ученица академика Майского) говорили, что русская культура — это что-то удивительное, неповторимое и грандиозное даже в масштабах европейской культуры. Неслучайно многие президенты и премьер-министры европейских стран в Новое время были знатоками русского языка, русской литературы и российской истории. Особое место среди них занимают Жак Ширак, Франсуа Миттеран, Вилли Брандт, Гельмут Коль, не просто изучавшие русскую историю, но знавшие её подчас лучше, чем российские профессиональные историки.

Мы, живущие в России, нередко не задумываемся о том, что целая плеяда выдающихся русских писателей: от Глеба Успенкого, Владимира Короленко, Александра Куприна, Ивана Бунина до Михаила Зощенко и Юза Алешковского (автора «Николая Николаевича»), могли бы каждый в отдельности стяжать славу классика №1 для какой-либо другой европейской страны. Но культура России так масштабна, грандиозна и безгранична, что классиков литературы у нас целая армия. А писателей «второго ряда» — ещё больше, их просто не счесть. Но каждый из них — вклад в русскую душу и общемировую кладовую культуры и цивилизации.

Жить в России — большая честь. Это страна великой литературы, великой науки, великой материальной культуры (архитектуры, живописи) и высокой культуры российской интеллигенции, которую постигло двойное наказание: радикализация и безвременная кончина.

Ответственность, падающая на русскую интеллигенцию как класс, велика и тяжела. Александр Куприн писал об этом, как и все писатели пореформенной поры: от Чехова до Толстого, от Волошина до Бунина.

Так случилось, что глубоко образованную и патриотичную интеллигенцию соблазнили герои «Преступления и наказания» типа Свидригайлова. В России безвременно скончалась не только интеллигенция, но и её исторический замысел: создать русское цивилизованное процветающее государство. Страну захлестнули беды библейского масштаба. Убить, зарезать, расчленить — те действия, которые наблюдались в последние 100 лет.

Интеллигенция не стала способной создать образцово-показательно общество, экономику и государство, хотя предпринимались немалые искания. За прообраз брались Римская империя времён Октавиана Августа, или империя Наполеона, или даже Пруссия эпохи Вильгельма. Всё напрасно. Произошло то, что произошло. За прототип был взят наихудший вариант — Великая Порта Сулеймана Великолепного с азиатским способом производства, наложенным на масштабный слой русской интеллигенции, созданный за весь трудный XIX век.

Почему искания 300-летней истории страны завершились тем, что в народе называется «фу-фу» — мы знаем. Вчера по каналу «Кто есть кто» был показан масштабный фильм Леонида Млечина об истоках русской смуты. Русская интеллигенция уступила пальму первенства в обмен на лучшее завтра радикалам всех мастей.

Теперь о бессмертии души. Если бы правящий класс верил в это, он никогда не допустил бы создания человеконенавистнической модели, основанной на потреблении благ при жесточайшей эксплуатации населения, выжимающей из 150-миллионного народа все соки. И он побоялся бы допускать то, что однозначно означает вечное горение в аду.

16 октября 1793 года произошла казнь Марии Антуанетты — жены последнего короля Франции, на глазах у 10-тысячной толпы. Эта казнь должна была ознаменовать конец эпохи угнетения человека человеком. С тех пор прошло 300 лет, и слова идущей на эшафот королевы: «Люди, у меня не осталось ничего, кроме моей крови», звучат укором в наших ушах.

С 16 по 19 сентября проходят выборы. Правительство настаивает на явке, создав удобные условия для себя — объявив трёхдневное электронное голосование. Для чего нужны выборы в России? Для того чтобы закрепить то, что Кудрин лукаво называет «моделью экономики» — тот тип социально-экономического устройства государства, который означает состояние цивилизации в стране на уровне эпохи, наступившей после нашествия на Европу гуннов — «тёмные времена».

Когда же Россия обретёт присущий ей цивилизованный тип развития? Когда правящий класс поверит в бессмертие души!

Может быть, по произведениям Александра Куприна можно судить об удивительном срезе социальной жизни пореформенной поры как о стремительном падении морально-нравственных устоев русского общества в бездну радикализма. Морально-нравственный кризис, вызванный непродуманностью реформ и кризисом смены вех (от крепостничества к наступлению буржуазной эры), выдерживает не всё дворянство.

Носитель и гарант морально-нравственных устоев угас. А ведь на него было ориентировано всё общество! В 1860е годы становится понятным (и Александр Куприн пишет об этом в первую очередь), что дворянство не выдерживает натиска мещанства. Революционность и псевдонравственность «Черного передела» и «Народной воли», когда считается нравственным убить ради высокой идеи, побеждают.

Куприн становится певцом русской души. Тем, кто пытается отстоять нравственные устои. Его литература — это слабая попытка защитить исконные струны русской души, морально-нравственную базу Руси. Можно сказать, что писатель всё ещё цепляется за старое, но пишет о ней уже по-новому, новой рукой, поскольку сам Александр Куприн — порождение новой России, где дачники сменяют семьи Раневских.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку